Во многих популярных педагогических изданиях для родителей
«развивающая среда» часто упоминается, но не раскрывается ее отличие от
привычной нам обстановки групп, комнат, помещений. Что такое «среда для
развития и обучения ребенка»? Как отличить развивающую среду от
неразвивающей?
Под средой в данном случае понимаются все те игрушки и игры, которые
находятся в пределах досягаемости ребенка и важны именно для этого
возраста малыша или чуть-чуть опережают его реальные возможности.
Нерационально предлагать малышу 2-3 лет радиоуправляемый самолет, а 6-7
летнему пирамидку. В среду входит обстановка помещения, удобная для
ребенка мебель (низкие полочки, столы, обстановка кукольной комнаты,
уголок рисования и т. д.), на которой размещаются карандаши, листы
бумаги, пластилин, безопасные ножницы. Только тогда среда может
считаться развивающей познавательную активность и способности ребенка.
Не редко педагоги слышат от родителей, что у ребенка много игрушек, но
он в них не играет или, поиграв немного, больше не интересуется ими.
Можно разделить все игрушки на несколько частей и менять их с разной
периодичностью, оставляя на виду только часть.
В комнате ребенка в большинстве случаев все игрушки убраны в шкафы с
дверцами, и желательно повыше, пластилина и красок вообще нет или
убраны очень глубоко, выбор обучающих игр ограничивается пазлами или
вообще отсутствует. Мы забываем одно важное правило для развития
ребенка: все должно быть доступно взгляду ребенка, а не его
возможностям достать из шкафа. Ребенка может заинтересовать только то,
что он видит, так как «вспомнить» о большинстве игрушек он не может,
поэтому и не играет. Остаются только любимый мишка или кукла, которые
при желании родителей могут стать проводниками ребенка в увлекательный
мир игр. То, что ребенок не убирает за собой игрушки, рвет их или ломает ,
не должно препятствовать его развитию. Необходимо приложить усилия и на
собственном примере научить ребенка убирать за собой и бережно
относиться к играм.
Очень часто мы, родители, стараемся по старинной традиции
подчеркнуть полуспецифическую направленность игрушек для ребенка:
покупаем куклы для девочек, солдатики и пистолеты – для мальчиков.
Однако мы забываем о существовании огромного количества игр,
заставляющего ребенка думать, самостоятельно принимать решения,
проявлять инициативу. А не только повторять изо дня в день уже известные
действия с одними и теми же игрушками. Но с развивающими играми
ребенок не может научиться играть самостоятельно, в них нужен партнер
(сначала взрослый, затем сверстник). Взрослый первый показывает правила
игры и учит их соблюдать, поощряет ребенка за успех. Игры развивают
память, внимание, мышление.
Мы не рождаемся с умением играть, учите своих малышей, создавайте
игровые ситуации, и главное, получайте от этого искреннее удовольствие,
потому что дети все чувствуют.
Будьте своим малышам верным другом!!!