«Что такое «развивающая среда» и как ее организовать дома?»

Во многих популярных педагогических изданиях для родителей
«развивающая среда» часто упоминается, но не раскрывается ее отличие от
привычной нам обстановки групп, комнат, помещений. Что такое «среда для
развития и обучения ребенка»? Как отличить развивающую среду от
неразвивающей?
Под средой в данном случае понимаются все те игрушки и игры, которые
находятся в пределах досягаемости ребенка и важны именно для этого
возраста малыша или чуть-чуть опережают его реальные возможности.
Нерационально предлагать малышу 2-3 лет радиоуправляемый самолет, а 6-7
летнему пирамидку. В среду входит обстановка помещения, удобная для
ребенка мебель (низкие полочки, столы, обстановка кукольной комнаты,
уголок рисования и т. д.), на которой размещаются карандаши, листы
бумаги, пластилин, безопасные ножницы. Только тогда среда может
считаться развивающей познавательную активность и способности ребенка.
Не редко педагоги слышат от родителей, что у ребенка много игрушек, но
он в них не играет или, поиграв немного, больше не интересуется ими.
Можно разделить все игрушки на несколько частей и менять их с разной
периодичностью, оставляя на виду только часть.
В комнате ребенка в большинстве случаев все игрушки убраны в шкафы с
дверцами, и желательно повыше, пластилина и красок вообще нет или
убраны очень глубоко, выбор обучающих игр ограничивается пазлами или
вообще отсутствует. Мы забываем одно важное правило для развития
ребенка: все должно быть доступно взгляду ребенка, а не его
возможностям достать из шкафа. Ребенка может заинтересовать только то,
что он видит, так как «вспомнить» о большинстве игрушек он не может,
поэтому и не играет. Остаются только любимый мишка или кукла, которые
при желании родителей могут стать проводниками ребенка в увлекательный
мир игр. То, что ребенок не убирает за собой игрушки, рвет их или ломает ,
не должно препятствовать его развитию. Необходимо приложить усилия и на
собственном примере научить ребенка убирать за собой и бережно
относиться к играм.
Очень часто мы, родители, стараемся по старинной традиции
подчеркнуть полуспецифическую направленность игрушек для ребенка:
покупаем куклы для девочек, солдатики и пистолеты – для мальчиков.
Однако мы забываем о существовании огромного количества игр,

заставляющего ребенка думать, самостоятельно принимать решения,
проявлять инициативу. А не только повторять изо дня в день уже известные
действия с одними и теми же игрушками. Но с развивающими играми
ребенок не может научиться играть самостоятельно, в них нужен партнер
(сначала взрослый, затем сверстник). Взрослый первый показывает правила
игры и учит их соблюдать, поощряет ребенка за успех. Игры развивают
память, внимание, мышление.
Мы не рождаемся с умением играть, учите своих малышей, создавайте
игровые ситуации, и главное, получайте от этого искреннее удовольствие,
потому что дети все чувствуют.
Будьте своим малышам верным другом!!!