«Начальные этапы коррекционно — развивающей работы с безречевыми детьми»

Ситуацию общения необходимо организовать так, чтобы она была комфортной для ребенка, подкреплялась приятными впечатлениями и не требовала недоступных для него форм взаимодействия. Материалы для игр и заданий необходимо подбирать в соответствии с интересами конкретного ребенка. В ответ на любые звуковые реакции используется положительное подкрепление. Примерные задания, используемые на подготовительном этапе логопедической работы.

Задания на зрительное внимание

Цели: — учить фиксировать взгляд на предмете; прослеживать его движение взглядом и рукой, формировать захват руки.

1. Ребенку предлагается найти яркую игрушку (колечко), подвешенную за нитку в ограниченном пространстве стола (дивана). Логопед, дергая за ниточку, перемещает игрушку, ребенок прослеживает движение взглядом и пытается схватить ее рукой.

2. Логопед побуждает дошкольника найти игрушку в пространстве комнаты (на стуле, полке) и проследить взглядом за ее перемещением, активизируя детское внимание с помощью стихотворных текстов. Если ребенок не фиксирует взгляд на игрушках, работа начинается с использования цветных повязок на голове, ярких, блестящих предметов одновременно со звуковым раздражителем (звучанием бубна, погремушки, молоточка).

Задания на активизацию ощущений

Цель: развивать ощущения ребенка с использованием различных поверхностей при помощи легких массажных движений.

1. Перед ребенком на столе устанавливается тарелочка с теплой водой, рядом с ней кладутся вата и жесткая щетка. Логопед действует рукой дошкольника, хлопая поочередно по воде, вате, жесткой щетке, сопровождая действия эмоциональными восклицаниями (Ух! Ах! Ай! Ой!). Если ребенок участвует в игре с удовольствием, можно побуждать его к самостоятельным действиям. В дальнейшем используются разнообразные поверхности — наждачная бумага, тарелочка с кремом и т.д.

2. Игра «Следы». Перед ребенком на столе находятся игрушечный домик и размягченный пластилин в форме дорожки. Логопед объясняет дошкольнику, что если кто-нибудь пойдет по дорожке, останутся следы, и показывает, как их можно сделать. Игра проводится последовательно: каждым пальцем по отдельности; каждой парой пальцев обеих рук (большими, указательными, средними); указательным и средним пальцами каждой руки.

Занятия по развитию слухового восприятия

Цель: развивать слуховое внимание, дифференцировать шумы предметов.

1. Перед ребенком на столе расположены в ряд музыкальные инструменты — барабан, колокольчик и «звуковая» коробочка с наполнителем из монет (аналогичный набор находится за ширмой). Дошкольника знакомят с их звучанием. Затем, демонстрируя звучание барабана за ширмой, ребенку предлагается выбрать из предметов, находящихся перед ним, именно барабан и постучать по нему.

2. Ребенку предлагается определить, звучит ли барабан среди других предметов за ширмой. Если дошкольник слышит стук барабана, производит имитационные движения рукой.

3. Перед ребенком находится такой же набор предметов, как у логопеда — бумага, мяч, карандаш, монеты, спички. Дошкольнику демонстрируются различные действия с этими предметами — стук мяча об пол, карандаша по столу, монеты об монету, ломание спичек. Затем логопед, производя действия с этими предметами за спиной ребенка, побуждает его к самостоятельному воспроизведению аналогичного действия.

Примеры планов занятий по развитию зрительно-моторной координации, мелкой моторики рук и артикуляционной моторики.

Игра «Зеркало», копирование мимических и артикуляционных движений: закрыть и открыть глаза, нахмуриться, закрыть и открыть рот, улыбнуться, вытянуть губы трубочкой.

Примером может служить связка ситуаций с глаголом «дать».

Цель: научить формировать предложения в процессе моделирования ситуации общения.

Занятие 1. Логопед, показывая ребенку игрушечную мышку, рассказывает стихотворение, сопровождая текст движениями руки: «Мышка, мышка, дай горошку! Вылей воду на дорожку!» — интонационно выделяя слово «дай» и побуждая дошкольника совершать аналогичное действие рукой. Затем логопед снова произносит текст, а ребенок уже самостоятельно говорит слово «дай» и производит действие рукой.

Занятие 2. Перед ребенком на столе лежат фрукты — яблоко, банан, апельсин. Логопед уточняет знание обобщающего слова «фрукты» и предлагает дошкольнику попросить любой фрукт, используя в речи слово «дай» + указательный жест рукой.

Занятие 3. Логопед в группе детей просит одного ребенка: «Попроси у Тани мячик (машину), побуждая его к составлению предложения с обращением: — Дай, Таня!»

За связкой ситуаций с глаголом «дать» в занятия вводится комплекс ситуаций с глаголами или звукоподражательными словами, их заменяющими: спать — «бай»; упасть — «ах», «бух»; прыгать — «оп», «прыг»; болеть — «бо-бо», «ох»; ехать— «биби», «гоп-гоп»; пить — «пи»; есть — «ам-ам» и т.д.

Игра « моем куклу»

       

Настольные игры с кинетическим песком и сенсорными коробками.