«Использование музыки в работе с детьми с ОВЗ» 

Использование музыки в работе с детьми с ОВЗ

 Музыкотерапия – один из видов арттерапии, направленный на профилактику, психокоррекцию личностных отклонений в развитии ребёнка с проблемами, где музыка используется как символическая форма, вспомогательное средство, основное воздействие которого нацелено на катарсис, регуляцию нарушений психосоматических и психоэмоциональных процессов, коррекцию рефлексивно-коммуникативной сферы ребёнка. Музыкотерапия основывается прежде всего на восприятии музыки, которое у детей с ограниченными возможностями имеет свои особенности. Поэтому в специальном дошкольном образовании она должна базироваться на тщательной диагностике и начинаться не ранее 5 лет.

Анализ психолого-педагогических исследований по изучаемой проблеме позволяет утверждать, что в пространстве специального образования существует определённый пласт наработанных позиций, мнений по отношению к использованию музыки в работе с детьми с проблемами в развитии.

В. М. Элькин полагает, что наиболее сензитивным периодом для применения музыкотерапии в психо-коррекционной работе с умственно отсталыми детьми является возраст 6-7 лет, иногда можно начинать с 5-6 лет. Это обусловлено также и тем, что в этот период у детей уже сформированы основные речевые и двигательные навыки, а кроме того, навыки, непосредственно связанные с художественной, музыкальной деятельностью, которые могут быть применены детьми на занятиях музыкотерапии. В указанном возрасте при поддержке специального психолога ребенок уже способен проговаривать свои эмоциональные состояния, настроения, чувства, что является значимым моментом и в диагностике, и в психо-коррекционной работе средствами музыкотерапии. 

Варианты применения рецептивной музыкотерапии в психокоррекционной работе сдетьми  с интеллектуальной недостаточностью младшего дошкольного возраста могут быть весьма разнообразны. О. Лучнина пишет о том, что кроме специальных занятий позитивный результат обеспечивают мини-релаксации под музыку в режиме дня в конце активных занятий. Они нацелены на оптимизацию мышечного тонуса детей, что является, безусловно, важным элементом в любой коррекционной работе. Малейшее отклонение от оптимального тонуса может быть  причиной и следствием происходящих изменений в психической и двигательной активности ребенка и отрицательно отражается на общем ходе его психического развития.

В процессе мини-релаксаций необходимо дать ребенку почувствовать свое тело, его собственный тонус, продемонстрировать возможности им управлять, научить расслабляться при чрезмерном напряжении. И в этом процессе детям с ОВЗ помогает музыка, ее образное начало, средства выразительности (динамика, метроритм, темп). Минирелаксации могут включаться в конце занятий, требующих от детей высокого напряжения и, тем самым, снижать его, либо в начале занятия, когда по завершении двигательной активности от ребенка требуется некоторый настрой на занятие.

Еще одним способом релаксации под музыку может стать минисценарий, который можно назвать «музыкальным сном». Подобная релаксация должна проводиться лежа (на коврике, циновке, кушетке) после активной деятельности ребенка, например, прогулки. Длительность музыкального сна, как правило, не превышает 5-7 минут. Его тематика может варьироваться:

«На лесной полянке», «Отдых на берегу моря», «Прогулка на волшебном облаке» и пр. После 1-2-минутного отдыха в субъективном для учащегося темпе, ребенку предлагается один из вариантов рассказа на фоне негромко звучащей музыки — «Доктор сон», «Волшебство летнего леса», «Морской бриз» и др. После релаксации занятие заканчивается различными движениями (потягиванием глазами, хлопками в ладоши, глубокими вдохом и выдохом и т.п.)

Таким образом, мы видим необходимость дальнейшей теоретической и практической разработки вопросов, связанных с музыкальным развитием и воспитанием детей с аномалиями развития средствами музыкотерапии в определенной системе, с учетом возрастного аспекта и последовательности приобщения детей к целостному и дифференцированному восприятию музыки. Столь же необходимо организация привлекательных, интересных для детей с отклонениями в развитии условий, которые бы побуждали к подобным упражнениям. Правильно организованные систематические занятия с применением методов и приемов музыкотерапии, могут стать такими средствами активизации музыкального развития ребенка, которые позволят приобщить их к активному участию в жизни общества в целом.