Представление результатов взаимодействия ДОО со школой по вопросам обеспечения преемственности дошкольного и начального общего образования

Презентация

Преемственность в работе детского сада и школы

Дети, поступающие  в  школу  из детских садов компенсирующего вида — это особая  группа  детей.  Неформальный  подход к осуществлению  преемственности в работе специалистов детского  сада и школы, создание условий  для обучения в школе детей с ОВЗ, поддержка их семей,  являются одной из ступеней реализации индивидуального маршрута развития  ребёнка с особыми образовательными потребностями.

  Стандарт дошкольного образования обеспечивает развитие детей в соответствии с их возрастными возможностями и подготовку  к первому классу школы за счёт реализации целевых ориентиров, содержащих социальные и психологические  характеристики  возможных достижений ребенка.

 Вопрос  организации  педагогического  сопровождения  детей, имеющих  ограниченные возможности здоровья,  в аспекте  предшкольной подготовки  в последнее время является одним из  приоритетных в  системе коррекционного образования.

  Эффективность  и  перспективы решения  вопроса по организации  подготовки детей с ОВЗ к переходу в школьное  сообщество предполагает тесное взаимодействие между специалистами  дошкольных  учреждений, педагогами школ  и родителями будущих первоклассников.

  Созданная в дошкольном  учреждении система  по предшкольной подготовке воспитанников, посещающих группу  компенсирующей  направленности, для  детей — инвалидов, позволяет  обеспечить каждому «особому» выпускнику стартовые возможности при поступлении в школу. Иметь навык общения, элементарные  представления об окружающем мире,  набор качеств, которые необходимы в школе, такие, например, как соблюдение правил, проявление настойчивости и многие другие.

 Одним из  значимых  условий  реализации  индивидуальных  программ  подготовки воспитанников к школьному обучению   является    психолого-педагогическая поддержка семей  воспитанников.

Цели:

  • создание преемственности и успешной адаптации при переходе из детского сада в школу.
  • обеспечить систему непрерывного образования с учетом возрастных особенностей дошкольников и первоклассников.
  • создание благоприятных условий в детском саду и школе для развития познавательной активности, самостоятельности, творчества каждого ребенка.
  • с детского сада увлечь детей перспективой школьного обучения, вызвать желания учиться в школе.

Задачи:

1.охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;

2.обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства независимо от места жительства, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и других особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья);

3.обеспечение преемственности целей, задач и содержания образования, реализуемых в рамках образовательных программ различных уровней (далее преемственность основных образовательных программ дошкольного и начального общего образования);

4.создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;

5.формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирования предпосылок учебной деятельности;

6.формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей;

7.обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.

Поступление в школу – переломный момент в жизни ребенка. С него начинается новый этап в развитии малыша: ему предстоит осваивать не всегда похожие на прежние формы деятельности, вырабатывать иной стиль отношения со сверстниками и взрослыми, физиологически перестраиваться.

Совместная целенаправленная работа педагогов ДОУ и учителя дает возможность детям с разным уровнем подготовленности, с разным уровнем развития чувствовать себя комфортно в начальной школе.

Вся работа с детьми дошкольного и младшего школьного возраста исходит из принципа «не навреди» и направлена на сохранение здоровья, эмоционального благополучия и развитие индивидуальности каждого ребенка. Поэтому нами для решения этих задач (проблем) был составлен план преемственности детского сада и школы. Данный план помогает обеспечить эффективное поступательное развитие ребенка, его успешный переход на следующую ступень образования.

Таблица 1

План совместной работы МДОУ «Д/С № 103» и ГБС(К)ОУ «С(К)ОШ № 45 IIIV вида», МОУ СОШ № 16, МОУ СОШ № 5

Организационно-методическая работа

Содержание Срок Ответственный
1 Внесение изменений и/или дополнений в договор взаимодействия между МДОУ «Д/С № 103» и ГБС(К)ОУ «С(К)ОШ № 45 IIIV вида», МОУ СОШ № 16, МОУ СОШ № 5 Сентябрь Администрация  учреждения
2 Согласование и утверждение плана совместной работы по вопросам взаимодействия МДОУ «Д/С № 103» ГБС(К)ОУ «С(К)ОШ № 45 IIIV вида», МОУ СОШ № 16, МОУ СОШ № 5 Сентябрь Администрация  учреждения
3 Взаимное посещение МДОУ «Д/С № 103» учителями и администрацией ГБС(К)ОУ «С(К)ОШ № 45 IIIV вида», МОУ СОШ № 16, МОУ СОШ № 5 посещение НОД, уроков в 1-м классе, беседы с воспитателями, учителями-дефектологами, учителями – логопедами и другими специалистами. Март, апрель, май Воспитатели и специалисты МДОУ, учителя ГБС(К)ОУ «С(К)ОШ № 45 IIIV вида» Вельган Ж.Л., Алибекова М.Г., МОУ СОШ № 16 Плоскова Н.О, МОУ СОШ № 5 Зотова Н.Н.
4 «Круглый стол» по проблемам адаптации и обучении для педагогов МДОУ «Д/С № 103» и учителей начальных классов ГБС(К)ОУ «С(К)ОШ № 45 IIIV вида» Февраль-Май Учителя начальных классов, педагог – психолог ГБС(К)ОУ «С(К)ОШ № 45 IIIV вида», МОУ СОШ № 16, МОУ СОШ № 5; воспитатели, специалисты, педагог- психолог МДОУ «Д/С № 103»
5 Планирование совместной деятельности учреждений на новый учебный год Декабрь Администрация учреждения
6 Выступление учителей школ ГБС(К)ОУ «С(К)ОШ № 45 IIIV вида», МОУ СОШ № 16, МОУ СОШ № 5, на общем родительском собрании. Ноябрь, Февраль. Председатель ПМПк МДОУ Марченко Д.г., учителя начальных классов ГБС(К)ОУ «С(К)ОШ № 45 IIIV вида» Вельган Ж.Л., Алибекова М.Г., МОУ СОШ № 16 Плоскова Н.О, МОУ СОШ № 5 Зотова Н.Н.
7 «День открытых дверей» в ГБС(К)ОУ «С(К)ОШ № 45 IIIV вида» для родителей выпускников МДОУ «Д/С № 103». Экскурсия, посещение уроков, беседы с учителями, администрацией. По плану ГБС(К)ОШ № 45 IIIV вида, МОУ СОШ № 5 Администрация ГБС(К)ОУ «С(К)ОШ № 45 IIIV вида» учитель Синяговская О.М., МОУ СОШ № 5 учитель Фондеркина Т.В.
8 Анкетирование родителей «Готов ли ребёнок к школе» Апрель Педагог-психолог, специалисты групп МДОУ
9 Консультации и тренинги педагога-психолога: «Родитель + ребёнок = Согласие», «Детско-родительские отношения», «Общаемся с ребёнком» для, родителей, будущих первоклассников. В течение года (1 раз в неделю) Педагог-психолог МДОУ Марченкова Е.В.
10 Оснащение статьями, рекомендациями, папками передвижками в родительских уголках по подготовке детей к школе. В течение года Специалисты групп, воспитатели МДОУ
11 Консультация учителя начальных классов и рекомендации для родителей выпускников МДОУ «Главные трудности первоклассника, как их избежать?» Апрель Учитель начальных классов МОУ СОШ № 5  Фондеркина Т.В.
12 Изготовление памяток с советами и рекомендациями учителей начальных классов «Будущий первоклассник должен уметь…» Май Учителя начальных классов МОУ СОШ № 5, ГБС(К)ОУ «С(К)ОШ № 45 IIIV вида» учитель Синяговская О.М.
13 Оценка результатов работы в преемственности детского сада и школы 1 учебное полугодие в школе Учителя начальных классов, руководитель ПМПк ДОУ Марченко Д.Г.

Таблица2

Результаты преемственности детского сада и начальной школы за последние 3 года в % соотношении от общего числа выпускников ДОУ

Показатели преемственности 2015-2016гг. 2016-2017гг. 2017-2018гг.
1. Обеспечение успешности ребёнка на начальных этапах обучения. 85% 94% 90%
2. Снижение процента первоклассников с высоким уровнем дезадаптации к школьному обучению. 30% 45% 40%
3. Положительная динамика освоения Адаптированной Основной Образовательной программы каждым ребёнком. 89% 91% 96%
4. Общая динамика психического здоровья детей. 30% 25% 20%
5. Общая динамика физического здоровья детей. 80% 85% 90%
6. Мотивационная готовность детей к обучению в школе. 70% 75% 80%
7. Создание системы преемственности ДОУ и школы как необходимое условие непрерывного образования. 100% 100% 100%