Преемственность в работе детского сада и школы
Дети, поступающие в школу из детских садов компенсирующего вида — это особая группа детей. Неформальный подход к осуществлению преемственности в работе специалистов детского сада и школы, создание условий для обучения в школе детей с ОВЗ, поддержка их семей, являются одной из ступеней реализации индивидуального маршрута развития ребёнка с особыми образовательными потребностями.
Стандарт дошкольного образования обеспечивает развитие детей в соответствии с их возрастными возможностями и подготовку к первому классу школы за счёт реализации целевых ориентиров, содержащих социальные и психологические характеристики возможных достижений ребенка.
Вопрос организации педагогического сопровождения детей, имеющих ограниченные возможности здоровья, в аспекте предшкольной подготовки в последнее время является одним из приоритетных в системе коррекционного образования.
Эффективность и перспективы решения вопроса по организации подготовки детей с ОВЗ к переходу в школьное сообщество предполагает тесное взаимодействие между специалистами дошкольных учреждений, педагогами школ и родителями будущих первоклассников.
Созданная в дошкольном учреждении система по предшкольной подготовке воспитанников, посещающих группу компенсирующей направленности, для детей — инвалидов, позволяет обеспечить каждому «особому» выпускнику стартовые возможности при поступлении в школу. Иметь навык общения, элементарные представления об окружающем мире, набор качеств, которые необходимы в школе, такие, например, как соблюдение правил, проявление настойчивости и многие другие.
Одним из значимых условий реализации индивидуальных программ подготовки воспитанников к школьному обучению является психолого-педагогическая поддержка семей воспитанников.
Цели:
- создание преемственности и успешной адаптации при переходе из детского сада в школу.
- обеспечить систему непрерывного образования с учетом возрастных особенностей дошкольников и первоклассников.
- создание благоприятных условий в детском саду и школе для развития познавательной активности, самостоятельности, творчества каждого ребенка.
- с детского сада увлечь детей перспективой школьного обучения, вызвать желания учиться в школе.
Задачи:
1.охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;
2.обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства независимо от места жительства, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и других особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья);
3.обеспечение преемственности целей, задач и содержания образования, реализуемых в рамках образовательных программ различных уровней (далее преемственность основных образовательных программ дошкольного и начального общего образования);
4.создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;
5.формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирования предпосылок учебной деятельности;
6.формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей;
7.обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.
Поступление в школу – переломный момент в жизни ребенка. С него начинается новый этап в развитии малыша: ему предстоит осваивать не всегда похожие на прежние формы деятельности, вырабатывать иной стиль отношения со сверстниками и взрослыми, физиологически перестраиваться.
Совместная целенаправленная работа педагогов ДОУ и учителя дает возможность детям с разным уровнем подготовленности, с разным уровнем развития чувствовать себя комфортно в начальной школе.
Вся работа с детьми дошкольного и младшего школьного возраста исходит из принципа «не навреди» и направлена на сохранение здоровья, эмоционального благополучия и развитие индивидуальности каждого ребенка. Поэтому нами для решения этих задач (проблем) был составлен план преемственности детского сада и школы. Данный план помогает обеспечить эффективное поступательное развитие ребенка, его успешный переход на следующую ступень образования.
Таблица 1
План совместной работы МДОУ «Д/С № 103» и ГБС(К)ОУ «С(К)ОШ № 45 IIIV вида», МОУ СОШ № 16, МОУ СОШ № 5
Организационно-методическая работа
№ | Содержание | Срок | Ответственный |
1 | Внесение изменений и/или дополнений в договор взаимодействия между МДОУ «Д/С № 103» и ГБС(К)ОУ «С(К)ОШ № 45 IIIV вида», МОУ СОШ № 16, МОУ СОШ № 5 | Сентябрь | Администрация учреждения |
2 | Согласование и утверждение плана совместной работы по вопросам взаимодействия МДОУ «Д/С № 103» ГБС(К)ОУ «С(К)ОШ № 45 IIIV вида», МОУ СОШ № 16, МОУ СОШ № 5 | Сентябрь | Администрация учреждения |
3 | Взаимное посещение МДОУ «Д/С № 103» учителями и администрацией ГБС(К)ОУ «С(К)ОШ № 45 IIIV вида», МОУ СОШ № 16, МОУ СОШ № 5 посещение НОД, уроков в 1-м классе, беседы с воспитателями, учителями-дефектологами, учителями – логопедами и другими специалистами. | Март, апрель, май | Воспитатели и специалисты МДОУ, учителя ГБС(К)ОУ «С(К)ОШ № 45 IIIV вида» Вельган Ж.Л., Алибекова М.Г., МОУ СОШ № 16 Плоскова Н.О, МОУ СОШ № 5 Зотова Н.Н. |
4 | «Круглый стол» по проблемам адаптации и обучении для педагогов МДОУ «Д/С № 103» и учителей начальных классов ГБС(К)ОУ «С(К)ОШ № 45 IIIV вида» | Февраль-Май | Учителя начальных классов, педагог – психолог ГБС(К)ОУ «С(К)ОШ № 45 IIIV вида», МОУ СОШ № 16, МОУ СОШ № 5; воспитатели, специалисты, педагог- психолог МДОУ «Д/С № 103» |
5 | Планирование совместной деятельности учреждений на новый учебный год | Декабрь | Администрация учреждения |
6 | Выступление учителей школ ГБС(К)ОУ «С(К)ОШ № 45 IIIV вида», МОУ СОШ № 16, МОУ СОШ № 5, на общем родительском собрании. | Ноябрь, Февраль. | Председатель ПМПк МДОУ Марченко Д.г., учителя начальных классов ГБС(К)ОУ «С(К)ОШ № 45 IIIV вида» Вельган Ж.Л., Алибекова М.Г., МОУ СОШ № 16 Плоскова Н.О, МОУ СОШ № 5 Зотова Н.Н. |
7 | «День открытых дверей» в ГБС(К)ОУ «С(К)ОШ № 45 IIIV вида» для родителей выпускников МДОУ «Д/С № 103». Экскурсия, посещение уроков, беседы с учителями, администрацией. | По плану ГБС(К)ОШ № 45 IIIV вида, МОУ СОШ № 5 | Администрация ГБС(К)ОУ «С(К)ОШ № 45 IIIV вида» учитель Синяговская О.М., МОУ СОШ № 5 учитель Фондеркина Т.В. |
8 | Анкетирование родителей «Готов ли ребёнок к школе» | Апрель | Педагог-психолог, специалисты групп МДОУ |
9 | Консультации и тренинги педагога-психолога: «Родитель + ребёнок = Согласие», «Детско-родительские отношения», «Общаемся с ребёнком» для, родителей, будущих первоклассников. | В течение года (1 раз в неделю) | Педагог-психолог МДОУ Марченкова Е.В. |
10 | Оснащение статьями, рекомендациями, папками передвижками в родительских уголках по подготовке детей к школе. | В течение года | Специалисты групп, воспитатели МДОУ |
11 | Консультация учителя начальных классов и рекомендации для родителей выпускников МДОУ «Главные трудности первоклассника, как их избежать?» | Апрель | Учитель начальных классов МОУ СОШ № 5 Фондеркина Т.В. |
12 | Изготовление памяток с советами и рекомендациями учителей начальных классов «Будущий первоклассник должен уметь…» | Май | Учителя начальных классов МОУ СОШ № 5, ГБС(К)ОУ «С(К)ОШ № 45 IIIV вида» учитель Синяговская О.М. |
13 | Оценка результатов работы в преемственности детского сада и школы | 1 учебное полугодие в школе | Учителя начальных классов, руководитель ПМПк ДОУ Марченко Д.Г. |
Таблица2
Результаты преемственности детского сада и начальной школы за последние 3 года в % соотношении от общего числа выпускников ДОУ
Показатели преемственности | 2015-2016гг. | 2016-2017гг. | 2017-2018гг. |
1. Обеспечение успешности ребёнка на начальных этапах обучения. | 85% | 94% | 90% |
2. Снижение процента первоклассников с высоким уровнем дезадаптации к школьному обучению. | 30% | 45% | 40% |
3. Положительная динамика освоения Адаптированной Основной Образовательной программы каждым ребёнком. | 89% | 91% | 96% |
4. Общая динамика психического здоровья детей. | 30% | 25% | 20% |
5. Общая динамика физического здоровья детей. | 80% | 85% | 90% |
6. Мотивационная готовность детей к обучению в школе. | 70% | 75% | 80% |
7. Создание системы преемственности ДОУ и школы как необходимое условие непрерывного образования. | 100% | 100% | 100% |