Кризис 7 лет

Кризис 7 лет.

Старший дошкольный возраст — это переходная ступень в развитии, когда ребенок уже не дошкольник, но еще и не школьник. Что же происходит с ребенком и как ему помочь?

Негативная симптоматика кризиса, свойственная всем переходным периодам, в полной мере проявляется и в этом возрасте: негативизм, упрямство, строптивость и др.

Наряду с этим появляются специфические для данного возраста особенности: нарочитость, нелепость, искусственность поведения, наигранность, паясничанье, вертлявость, клоунада. А также эмоциональные и поведенческие особенностями: быстрая утомляемость, вспыльчивость и раздражительность, рассеянность, плохая успеваемость, замкнутость и застенчивость либо, наоборот – агрессивность, в период становления многим детям свойственно недооценивать себя и сравнивать с остальными.

Причины кризиса:

  • Дети утрачивают непосредственность и ситуативность реакций, их поведение становится более независимым от различных воздействий среды, более произвольным. Отсюда кривляние (ребенок сознательно примеряет на себя какую-то роль), отсюда и неестественность поведения, неустойчивость эмоций, беспричинные смены настроения. Со временем это пройдет, останется внутренняя свобода выбора той или иной позиции, внутренний мир личности, пространство внутренних действий и работы воображения.
  • Новообразование дошкольного периода развития – воображение – основа человеческого творчества. Развитие воображение является непременным условием психологической подготовки ребенка к школе!

Таким образом, проблема кризиса 7 лет – это смена ведущих типов деятельности – переход от сюжетно-ролевой игры к учебной деятельности.

Тактика для родителей:

Главное, что придется осознать и принять для успешного выхода из кризиса – это то, что ребенок ХОЧЕТ и МОЖЕТ быть самостоятельным!

Известный российский психолог Ю.Б.Гиппенрейтер предлагает такие несложные правила для родителей будущих первоклассников:

  • Правило 1. Не вмешивайтесь в дело, которым занят ребенок, если он не просит о помощи. Своим невмешательством вы будто сообщаете ему: «С тобой все в порядке! Ты, конечно, справишься!»
  • Правило 2. Постепенно, но неуклонно снимайте с себя заботу и ответственность за личные дела вашего ребенка и передавайте их ему.
  • Правило 3. Позволяйте вашему ребенку почувствовать отрицательные последствия своих действий (или своего бездействия). Только тогда он будет взрослеть и становиться «сознательным».

Например, вы зовете сына ужинать, а он не реагирует и продолжает заниматься своим делом. Когда, наконец, он появляется на кухне, еда уже остыла. Конечно, лучше, если вся семья соберется за столом вместе, но если уж так не получилось, дайте ребенку возможность и дальше проявить свою самостоятельность.  Предложите ему самому разогреть еду, а потом помыть тарелку, т.к. все уже поели и вам надо заниматься другим делом.

Переход на новый этап развития – это не только права, но и новые обязанности!

Кризис 7 лет: советы для родителей.

  1. Прежде всего, нужно помнить, что кризисы — это временные явления, они проходят, их нужно пережить, как любые другие детские болезни.
  2. Будьте внимательны к ребенку, любите его, но не «привязывайте» к себе, пусть у него будут друзья, свой круг общения. Будьте готовы поддержать ребенка, выслушать и ободрить его. Залог успеха — доброжелательные и открытые отношения в семье. Справиться с проблемой легче, когда она только возникла и не привела еще к негативным последствиям.
  3. Причина острого протекания кризиса — несоответствие родительского отношения и требований желаниям и возможностям ребенка, поэтому необходимо подумать о том, все ли запреты обоснованны и нельзя ли дать ребенку больше свободы и самостоятельности.
  4. Измените свое отношение к ребенку: он уже не маленький, внимательно отнеситесь к его мнениям и суждениям, постарайтесь его понять.
  5. Тон приказа и назидания в этом возрасте малоэффективен, постарайтесь не заставлять, а убеждать, рассуждать и анализировать вместе с ребенком возможные последствия его действий.
  6. Если ваши отношения с ребенком приобрели характер непрекращающейся войны и бесконечных скандалов, вам нужно на какое-то время отдохнуть друг от друга: отправьте ребенка к родственникам на несколько дней, а к его возвращению примите твердое решение не кричать и не выходить из себя во что бы то ни стало.
  7. Заранее проверьте у ребенка уровень школьной зрелости.
  8. Создайте условия для развития интеллекта (игры, развивающие игры и упражнения, познавательные книги), речи (чтение сказок, стихов, беседы).
  9. Поощряйте общение со сверстниками.
  10. Учите ребенка управлять эмоциями (на примере своего поведения; есть специальные игры и упражнения).
  11. Следите за состоянием здоровья (больной, ослабленный ребенок хуже воспринимает новую информацию, не идет на контакт с окружающими).
  12. Психологически готовьте к школе: расскажите, что ему предстоит (с положительной окраской, какие могут быть сложности и как можно с ними справиться, проведите экскурсию по школе).
  13. Реально оцените возможности ребенка. При среднем уровне интеллекта, при наличии тяжелых родовых травм, ослабленности не стоит записывать малыша в класс с повышенной нагрузкой, параллельно со школой водить в секции (повремените полгода).
  14. Как можно больше оптимизма и юмора в общении с детьми, это всегда помогает!

 

Надеемся, что эта информация поможет вам пережить кризис 7 лет ребенка без особых проблем.