Советы заботливым родителям

 Игры для детей с задержкой психического развития

Ребенок с ЗПР дошкольного возраста обладает весьма скромными возможностями: внимание неустойчиво, объем памяти невелик, мышление ограничено наглядно-действенным планом, а речь зачастую вообще плохо развита, он неловок в движениях, а произвольное поведение находится просто в зачаточном состоянии.

Предлагаемые игры рассчитаны, прежде всего, на индивидуальную работу с ребенком и поэтому в большей степени будут полезны родителям. Именно родители располагают оптимальными возможностями для полноценного развития ребенка.

Кубики. Ребенок вполне успешно справляется с возведением простых построек из кубиков и строительных наборов. Задача взрослого сводится к минимуму: начать постройку, «подтолкнуть» игру, так как ребенок этого возраста не обладает образным мышлением и не может самостоятельно создать то, чего он себе не представляет, а вот продолжить начатое взрослым, пусть даже стерео типично, он вполне в состоянии. Обязательно нужно похвалить его постройки, даже если они кривобоки и некрасивы: гораздо важнее оценить количество и разнообразие элементов строительного набора, которые ребенок использовал. Ведь в ходе этой игры он практически овладевает представлением о геометрических формах и размерах фигур, развивается координация его движений и тонкая моторика руки.

Мозаика. У ребенка слабо развито образное мышление, поэтому он пока не может использовать мозаику по ее прямому назначению – для выкладывания узоров или картинок по образцу – и, тем не менее, он вполне может играть с мозаикой.

Для начала ребенка нужно просто научить вставлять «кнопки» мозаики в дырочки. Пусть он делает это в любом порядке, пока не надоест; это прекрасное упражнение для развития тонкой моторики руки.

Следующее задание может быть сложнее: расположить элементы мозаики на одной линии или через определенный интервал между ними. Здесь требуется уже не только ловкость пальчиков, но и глазомер (образец задается взрослым). Таких линий можно выложить несколько, так, чтобы они различались по цвету: ведь ребёнок не всегда пользуется понятием цвета, он способен выделить цвет как признак предмета и подобрать к нему другие предметы того же цвета (в данном случае – элементы мозаики); знание ребенком названия цвета обязательно, безусловно, назвать его надо. Задача взрослого состоит в том, чтобы дать ребенку образец каждой линии, то есть начать ее двумя-тремя элементами мозаики одного цвета и предложить ему продолжить линию такими же «кнопочками». Выполнение этого задания помогает развитию тонкой моторики, глазомера, способности к элементарному анализу и синтезу, попутно ребенок знакомится с наименованиями цветов, хотя пользоваться ими он начнет позже.

Счетные палочки. Обычные школьные счетные палочки прекрасно подходят для игры с ребенком. На ровной твердой поверхности взрослый начинает выкладывать из палочек какую-нибудь простую фигуру, добавляя каждый раз по одной палочке и предлагая ребенку сделать то же самое из своей части палочек. Так, повторяя за взрослым каждый шаг, каждый элемент, ребенок выложит аналогичную фигуру. Так ребенок постепенно, по шагу овладевает действием по образцу, пока еще в самой элементарной форме. Кроме того, эта игра также требует от ребенка некоторой моторной ловкости и глазомера.

Магнитная азбука. Магнитная азбука может надолго занять маленького ребенка: он с удовольствием прикрепляет буквы к любой металлической поверхности – стенке холодильника, стиральной машине, подносу и пр.

Можно предложить ребенку выбрать буквы определенного цвета, предварительно показав ему одну-две из них. Как и при игре с мозаикой, ребенок должен знать наименование цветов, и  выделить цвет как признак предмета он вполне способен.

Можно предложить ребенку и более сложное задание – подобрать одинаковые буквы. Взрослый выбирает любую букву из набора и просит ребенка найти такую же (как правило, в наборе есть 2-3 одинаковые буквы). Называть букву  не надо, здесь она выступает просто как фигура определенной формы. Выполнение этого задания способствует развитию памяти (ребенок должен помнить, как выглядит та буква, которую он ищет), внимания, учит ребенка сравнивать предметы по форме, выделять сходство и различие.

«Окошки». Из листа цветной бумаги нужно вырезать кусочки в форме различных простых геометрических фигур. Этот лист с вырезанными «окошками» наклеивается на белую бумагу. Ребенок должен разложить данные геометрические фигуры таким образом, чтобы они полностью закрыли белые «окошки». Ребенк должен запоминать названия фигур, важно, чтобы он научился зрительно выделять такой признак предмета, как форма и овладел навыком элементарного анализа, позволяющего сопоставить формы «окошка» и той геометрической фигуры, которую он в это «окошко» вставляет.

Разрезные картинки. Простые картинки с изображением фигурок людей, животных, игрушек или других знакомых ребенку предметов (такие карточки есть в любом детском лото) нужно разрезать на 2-3, 3-4, 4-5, 5-6, 6-7 части так, чтобы на каждый кусок попала существенная часть целой картинки. Ребенку предлагается собрать разрезанную картинку. Для начала лучше, чтобы картинка составлялась только из двух частей, причем фигурку человека лучше разрезать поперек, разделив ее на верхнюю и нижнюю части: ребенку легче соединить голову и ноги, чем левую и правую части. На первых порах ребенку потребуется помощь взрослого, а потом он будет охотно заниматься этим и самостоятельно. Позже можно будет предложить ему кубики с наклеенными на них разрезными картинками.

Эта игра способствует развитию образного и пространственного мышления ребенка, а также тонкой моторики и координации движений.

«Заплатки». В эту игру целесообразно начинать играть после того, как ребёнок освоит игру с разрезными картинками.                                                                 Берется любая сюжетная картинка или цветная фотография из журнала или старой книги (главное, чтобы изображение было понятно ребенку), из нее вырезаются кусочки разной формы: сначала это могут быть квадраты, кружки и треугольники, а затем и более сложные фигуры произвольной формы. Картинка с вырезанными участками наклеивается на лист белой бумаги. Ребенок должен «закрыть» образовавшиеся таким образом на картинке «белые пятна» «заплатками», то есть теми самыми кусочками, которые из нее вырезаны. Необходимо следить за тем, чтобы ребенок не только ориентировался на форму белого пятна, но и правильно располагал «заплатку» относительно всего изображения. Как и предыдущая, эта игра развивает образное мышление ребенка, пространственную ориентацию, тонкую моторику руки.