В КАКИЕ ИГРЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ РЕЧИ ИГРАТЬ С РЕБЁНКОМ ДОМА? ИГРЫ НА КУХНЕ.

ИГРЫ НА КУХНЕ.

Не бойтесь привлекать ребенка  к вашим повседневным занятиям.  Когда ребенок находится вместе с вами, у вас есть больше возможностей для развития ребенка, а он, приобщается к занятиям взрослых. Многим детям очень интересно все, что делают взрослые, поэтому и с тем, чтобы поиграть вместе с вами на кухне проблем не возникает.

Вот в какие игры для развития речи, можно поиграть с ребенком на кухне:

В первую очередь постоянно общайтесь с ребенком. Пойте ему песни, читайте стихи, и обязательно проговаривайте все, что вы делаете. Например, мама готовит салат, моет овощи, режет тоненько капусту, трет морковку на терке, крошит петрушку и лучок.

Можно поиграть в слова, когда в каждой игре будет задействована только определенная группа слов, например, сейчас называем только овощи по очереди, потом фрукты, кухонные предметы.

Поиграйте со вкусами различных фруктов, овощей, готовых блюд. Например, вы называете вкус, а ребенок должен назвать что-то обладающее этим вкусом. Чередуя вкусы,  малыш вспомнит немало разных блюд и продуктов. Причем, можно задействовать, как основные вкусовые свойства, такие как, сладкий, горький, острый, кислый, так и,  такие понятие, как вкусный, аппетитный. А может, в вашей семье есть свои любимые слова для разных вкусностей.

Предложите поиграть в игры, для развития мелкой моторики.

Игра «Золушка». Дайте ребенку несколько мисочек, а в одну большую  высыпьте по горсточке различных видов макаронных изделий, горох, фасоль, чечевицу. Попросите ребенка разложить все по мисочкам

Игра «Выложи узор». Предложите ребенку счетные палочки или спички (с отрезанными головками), пусть он из них выкладывает простейшие геометрические фигуры, предметы, узоры.

 ИГРЫ НА КОВРЕ

Звукоподражание и артикуляционная гимнастика

Тренировать губы и язычок ребенка совсем не трудно: гудите, тарахтите, войте, мычите, каркайте и т. д. Давайте ребенку вылизывать ложки, снимать кончиком языка с ложки капельки. Смазывайте его губы каким-то лакомством, чтобы он их облизывал. Перед зеркалом высовывайте язык, стройте рожицы. Пусть малыш цокает язычком, как лошадка, чмокает, присасывает язык к нёбу. Учите его сплевывать ниточку, бумажку, крупинку.

Игры, развивающие речевое дыхание

Очень полезно дуть — тут можно использовать и мыльные пузыри, и вертушки и т. д. Предлагайте игры на сдувание различных легких предметов: кусочков бумаги, ваты, бумажных фигурок (кораблики и т. п.). Например, если уже снег на улице, возьмите несколько рыхлых кусочков ваты, покажите ребенку и скажите: «Смотри, вот падает снежок. Я подула на снежинку, и она полетела. А ты хочешь подуть на снежинку?». Следите за тем, чтобы выдох был ртом, плавный и нешумный, а вдох производился через нос.

 Игры, развивающие внимание и слуховое восприятие

Они необходимы для развития умения сосредоточиваться на звуке — без этой способности нельзя научиться слушать и понимать речь.

 Где позвонили?

Ребенок с закрытыми (повязанными) глазами слушает, как вы звените колокольчиком с какой-либо стороны от него. Когда глазки открывают, малыш должен показать (посмотреть), откуда звенел колокольчик (руку с колокольчиком не убирать). Впоследствии ребенок уже с закрытыми глазками должен тянуться за звенящим колокольчиком.

Узнай по слуху.

Возьмите различные игрушки и предметы, которыми можно производить характерные звуки (бумага, ложки, барабан, звонок, дудка и т. д.). Познакомьте с их названиями ребенка и привлеките его внимание к различным звукам, издаваемым этими предметами, дайте ему самому попробовать произвести эти звуки. Затем ребёнку закройте глазки, и пошумите одним из предметов. Глазки откройте и вместе с ним определите, какой предмет звучал.

 

  • говорите с ребенком медленно и внятно, достаточно короткими фразами;
  • каждый день читайте ребенку стихи, потешки, сказки, обсуждайте картинки; не отказывайте, если ребенок попросит вас в N-ый раз прочитать его любимую сказку.
  • игра — основная деятельность ребенка, поэтому все занятия с детьми дошкольного возраста возможно проводить только в игровой форме.
  • любые занятия любят систематичность, их необходимо проводить ежедневно.

Е.В. Семенцова, учитель — логопед

 

 ИГРЫ С НЕ ГОВОРЯЩИМИ ДЕТЬМИ.

Ваш малыш не говорит? Вы в растерянности. Задача настолько серьезна, что для ее решения необходима длительная программа комплексного воздействия: медицинского, логопедического, психолого-педагогического.

Что же делать родителям? Как правило, они не обладают специальными знаниями.

Предлагаем вам игры для неговорящих детей. Мы надеемся, Вас не разочарует видимая простота игр. Их выполнение является огромным трудом для ребенка.

Игра «Камешки»

Ребенок бросает камешки, крупные бусины в воду, произнося звук типа БУЛЬ…

Игра «Шарик»

Ребенок подбрасывает воздушный шарик   со звуком типа УХ….

Игра «Гвозди»

Ребенок «забивает гвозди», сильно ударяя молоточком по  кнопкам и произнося звук БУХ…

  Игра «Индейцы»

Ребенок громко и протяжно произносит звук А-А-А…

Игра «В гости»

Взрослый нажимает на «кнопочку» (живот) дверного звонка. Ребенок издает длинный звук или несколько коротких.

Игра «Живые звуки»

«Насос» – руки в замке, наклоны со звуком «с-с-с»,

«Паровоз» — резко разжимает кулаки со звуком «п-п-п»,

«Дождик» — стучит пальцами по столу «к-к-к»,

«Часики»- палец качается в разные стороны «ть-ть-ть».

Е.В. Семенцова, учитель — логопед