«Адаптация детей в детском саду»
Адаптация ребенка к новым социальным условиям протекает подчас очень болезненно. Резкая смена условий существования может сопровождаться тяжелыми переживаниями, снижением речевой и игровой активности, а нередко сказывается и на здоровье ребенка.
Особое значение в период привыкания ребенка к условиям общественного воспитания имеют и такие факторы, как привычка к режиму, уровень культурно-гигиенических навыков, навыков самообслуживания и т.д. На это следует обращать постоянное внимание в семье.
Особенности нормально текущего периода адаптации:
- Нарушение настроения (в среднем длится от 1 нед. до 1,5 мес.)
- Нарушение сна (от 1 до 2 мес.)
- Нарушение аппетита (от 1 нед. до 1 мес.)
- Понижение иммунитета (от 2 до 10 мес.)
- Нарушение поведения (от 1 нед. до 2 мес.)
Некоторые причины, которые вызывают слезы у ребенка:
- Тревога, связанная со сменой обстановки и режима.
- Отрицательное первое впечатление от посещение детского сада.
- Психологическая неготовность ребенка к детскому саду.
- Страхи перед незнакомыми людьми и новыми ситуациями общения.
- Избыток впечатлений.
- Отсутствие навыков самообслуживания.
- Неумение занять себя игрушкой.
- Отсутствие в семье режима, совпадающего с режимом детского сада.
- Наличие у ребенка своеобразных привычек.
Ошибки родителей:
- Нельзя наказывать или злиться на малыша за то, что он плачет при расставании или дома при упоминании необходимости идти в сад!
- Нельзя пугать детским садом!
- Нельзя плохо отзываться о воспитателях и о садике при ребенке!
- Нельзя обманывать ребенка, говоря, что вы придете очень скоро!
Как помочь ребенку?
- Спокойное утро! Спокойна мама- спокоен малыш!
- Пусть ребенка отводит тот родитель (родственник), с которым ему легче расставаться.
- Максимально сократите время переодевания и расставания (до 2-3х минут).
- Твердо выполняйте обещания! Обязательно скажите, что вы придете, и обозначьте когда.
- Ритуал прощания (помогает, т.к. учит ребенка доверять взрослым, это доверие снижает тревогу).
- Основная задача мамы и папы помочь ребенку в создании положительного образа воспитателя и специалистов.
- Подробно рассказать ребенку о режиме ДОУ.
- Встреча вечером должна быть радостной!
- После прихода из детского сада, спрашивайте ребенка о том, как прошел день, какие он получил впечатления (акцентируйте его внимание на положительных моментах).
- Несмотря на усталость, хотя бы 1 час в день посвящайте играм и разговорам с ребенком.
- Избегайте неприятных процедур (стрижка ногтей, волос, прием лекарств, уколы, если они являются для него психически травмирующими) и отучения от своеобразных привычек.
- Будьте дома с ребенком особенно ласковыми и внимательными! Чаще обнимайте ребенка, хвалите его!
Адаптационный период считается законченным, если:
- Ребенок ест с аппетитом
- Быстро засыпает, вовремя просыпается
- Эмоционально общается с окружающими
- Играет
Основные преимущества пребывания в ДОУ:
- Развитие речи, интеллекта, общего кругозора, художественных, музыкальных способностей, физическое и психическое развитие.
- Разнообразие игровой деятельности, наглядного материала, руководство со стороны взрослого.
- Развитие у ребенка самостоятельности, навыков самообслуживания.
- Четкое соблюдение режима дня: питания, прогулок, сна, отдыха.
- Формирование умения общаться со сверстниками, жить и взаимодействовать в социуме
Эти советы помогут заботливым родителям грамотно и безболезненно помочь своему ребенку пережить процесс адаптации к детскому саду.