Какая литература используется для работы в учреждении вашего типа?
На этой странице мы приводим списки монографий, научных трудов, учебно-методических пособий, сборников диагностических методик, дидактических игр, которые хорошо знакомы практикующим специалистам. Но они могут быть полезны начинающим учителям-дефектологам и воспитателям при работе с детьми с ЗПР (обследовании детей, отборе содержания коррекционно-развивающей и образовательной работы в детском саду (группе) для детей с ЗПР), также — старшим воспитателям детских садов компенсирующего вида для детей с ЗПР (или садов комбинированного вида) при формирования библиотеки. Родители тоже смогут найти в данном раздел полезную информацию.
1. Агеева И.А. Обучение с увлечением. — М.: Лайда, 1995.
2. Адшова М.Ш. Особенности психомоторики детей с задержкой психического развития младшего школьного возраста // Дефектология. — 1988.- №4.
3. Актуальные проблемы диагностики задержки психического развития детей / Под ред. К. С. Лебединской. — М. 1982.
4. Актуальные проблемы нейропсихологии детского возраста. / Под ред. Л.С. Цветковой. — Москва-Воронеж.,2001.
5. Альтхауз Д., Дум Э. Подбери отгадку. Цвет, форма. Количество. — М.: Просвещение, 1984.
6. Ануфриев А.Ф., Костромина С.Н. Как преодолеть трудности в обучении детей. Психодиагностические таблицы. Психодиагностические методики. Коррекционные упражнения. — М., 1997.
7. Бабкина Н.В. Оценка психологической готовности детей к школе: Пособие для психологов и специалистов. — М, Айрис-Пресс, 2006.
8. Башаева «Обучение сюжетно-ролевой игре детей с проблемами интеллектуального развития». Санкт-Петербург. 2001.
9. Башаева Т.В. Развитие восприятия детей 3-7 лет. — Ярославль, Академия развития, 2001.
10.Башаева Т.В. Развитие восприятия у детей. Форма, цвет, звук. — Ярославль, Академия развития, 1997.
11. Безруких М.М. Готов ли ребенок к школе? — М., Вента-Граф, 2001.
12. Безруких М.М. Леворукий ребенок. — М., Вента-Граф, 2001.
13. Безруких М.М. Ребенок-непоседа. — М., Вента-Граф, 2001.
14. Безруких М.М., Филиппова Т.А. Комплект «Ступеньки к школе»: Тренируем пальчики. Учимся рисовать. Учимся находить одинаковые фигуры. Учимся рассказывать по картинкам. Азбука письма. Азбука счета. Учимся узнавать геометрические фигуры. Цвет. Мир вокруг меня. Учимся находить противоположности. Развиваем логическое мышление и память. Учимся учиться. — М.: Дрова, 2000.
15. Белопольская Н.Г. Психологические исследования мотивов учебной деятельности у детей с задержкой психического развития.-М.,1972.
16. Белопольская Н.Л. Психологическая диагностика личности детей с задержкой психического развития. — М. 1999.
17. Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду. — М.: Просвещение, 1985.
18. Боровик О.В., Забрамная С.Д. Практический материал для проведения психолого-педагогического обследования детей — М., Владос, 2003 (переиздана в 2008)
19. Боряева Л.Б., Зарин А. Обучение сюжетно-ролевой игре детей с проблемами интеллектуального развития. — С-П., Союз, 2001.
20. Борякова Н.Ю. О некоторых особенностях построения речевого высказывания шестилетних детей с задержкой психического развития // Дефектология. — 1983. — №3. — с.9 -15
21. Борякова Н.Ю. Ступеньки развития. Ранняя диагностика и коррекция задержки психического развития. — М., 1999.
22. Борякова Н.Ю. Формирование предпосылок к школьному обучению у детей с задержкой психического развития, — М., 2003.
23. Бутко Г.А. Особенности формирования двигательной сферы дошкольников с задержкой психического развития. // Коррекционная педагогика, № 2. 2003.
24. Вайзер Г.А. Опоры для саморегулирования умственной деятельности детьми с задержкой психического развития // Дефектология.-1986. — №4.
25. Вархотова Е.К., Дятко Н.В., Сазонова Е.В. Экспресс-диагностика готовности к школе. — М., Генезис, 1998.
26. Васильева Н.Н., Новоторцева Н. В. Развивающие игры для дошкольников. — Ярославль, Академия развития, 1996.
27. Венгер А.Л. «Психологическое консультирование и диагностика». Практическое руководство. — М., «Генезис», 2001.
28. Венгер Л.А. и др. Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет. — М.: Просвещение, 1998.
29. Венгер Л.А. и др. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста. — М., 1989.
30. Винникова Е.А., Слепович Е. С. О психологических механизмах становления морального поведения у детей с задержкой психического развития. Дефектология. 1999. № 1. С 18-24.
31. Винникова Е.А., Слепович Е. С. Становление социальных норм поведения у младших школьников с задержкой психического развития. // Психологическая наука и общественная практика Ч. 2. Минск. 1993.
32. Власова Т.А. Каждому ребенку — надлежащие условия воспитания и обучения. — В кн.: Дети с временными задержками развития. — М., 1971.
33. Власова Т.А., Певзнер М.С. О детях с отклонениями в развитии.-М., 1973.
34. Волкова И.Н. Подготовка к обучению письму. — М.: Ника-Пресс, 1998.
35. Волкова И.Н. Подготовка к обучению чтению. М.: Ника-Пресс, 1998.
36. Волковская Т.Н. Сравнительное изучение особенностей развития дошкольников с общим недоразвитием речи и с задержкой психического развития
37. Выготский Л.С. Развитие высших психических функций. — М.Изд-во АПН РСФСР, 1960.
38. Галанова Т.В. Развивающие игры с малышами до трех лет. — Ярославль, Академия развития, 1996.
39. Глозман Ж.М., Потанина А. Ю., Соболева А. Е. Нейропсихологическая диагностика в дошкольном возрасте. — С-Пб., Питер, 2006.
40. Глухов В.П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим речевым недоразвитием. — М., АРКТИ, 2002.
41. Гоголева В.В. Логическая азбука для детей 4-6 лет. С-П.: Детство-Пресс, 1998.
42. Голубина Т.С. Чему научит клетка … — М., Мозаика-Синтез, 2001.
43. Готовимся к школе. Программно — методическое оснащение коррекционно-развивающего воспитания и обучения дошкольников с ЗПР. / Под ред. С. Г. Шевченко. — М. 1998
44. Григорьева Л. П., Бернадская М.Э., Блинникова И.В., Солнцева О.Г. Развитие восприятия у ребенка. — М.: Школа-Пресс, 2001.
45. Дети — сироты: консультирование и диагностика развития. / Под ред. Е.А. Стребелевой. — М. 1998.
46.Дети с задержкой психического развития / под ред. Г.А. Власовой, В.И. Лубовского, Н.А. Цыпиной. — М., 1973.
47. Дети с задержкой психического развития /Под ред. Г.А. Власовой, В.И. Лубовского, Н.А. Цыпиной. — М., 1984.
48. Диагностика и коррекция задержки психического развития у детей: Пособие для учителей и специалистов коррекционно-развивающего обучения. / Под ред. С. Г. Шевченко. М. 2001.
49. Диагностика и коррекция психического развития дошкольника. Под ред. Я.Л. Коломенского. Минск, 1997.
50. Диагностический комплект. Исследование особенностей развития познавательной сферы детей дошкольного и младшего школьного возраста. Сост. Семаго Н.Я., Семаго М.М. — М., 1999.
51. Екжанова Е.А Стребелева Е.А. Системный подход к разработке программы коррекционно-развивающего обучения детей с нарушением интеллекта. // Дефектология. 1999 № 6.
52. Екжанова Е.А Стребелева Е.А. Технологии, укрепляющие здоровье, в системе обучения коррекционно-развивающих специальных дошкольных учреждений. // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. 2002. N 2
53. Екжанова Е.А. Задержка психического развития у детей и пути ее психолого-педагогической коррекции в условиях дошкольного учреждения. // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. 2002. N 1.
54. Ермолаева М.В., Ерофеева И.Г. Психологическая карта дошкольника (готовность к школе). — Москва-Воронеж, МОДЭК, 2002.
55. Ефименко Н. Н. » Организация коррекционного воспитания в массовых и специальных дошкольных учреждениях»
56. Ефименко Н. Н. » Планирование коррекционно-профилактического воспитания в массовых и специальных дошкольных учреждениях»
57. Ефименко Н.Н. » Методические «секреты» коррекционного физического воспитания дошкольников в норме и при патологии»
58. Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов. — М., 1991.
59. Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи. М.: Владос, 2001.
60. Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников (дети с общим недоразвитием речи): Пособие для логопедов. — М., 1981.
61. Жаренкова Г. И. Действия детей с задержкой психического развития по образцу и словесной инструкции // Дефектология. — 1975.-№4.-с.29-35.
62. Жукова Н. С. Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Преодоление задержки речевого развития у дошкольников. — М., 1973.
63. Забрамная С. Д От диагностики к развитию. — М., 1998.
Забрамная С. Д. Психолого-педагогическая диагностика умственного развития детей. — М., 1995.
64. Забрамная С.Д. Практический материал для проведения психолого-педагогического обследования детей : пособие для психол.-мед.-пед. Комис. ВЛАДОС, 2003
65. Забрамная С. Д., Боровик О.В. Практический материал для психологопедагогического обследования. — М. 2003.
66. Забрамная С.Д., Боровик О.В. Развитие ребенка — в ваших руках. — М., Новая школа, 2000.
67. Игры и занятия с детьми раннего возраста, имеющими отклонения в психическом развитии / Под ред. Е.А. Стребелевой, Г.А. Мишиной. — М.: Полиграф сервис, 2002.
68. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста / Сост. Л.А. Венгер, О.М. Дьяченко. — М.: Просвещение, 1989.
69. Исаева Т.Н., Забрамная С.Д. Изучаем обучая: Дети с ограниченными возможностями: Методические рекомендации по изучению детей с тяжелой и умеренной умственной отсталостью . — М., Сфера, 2007.
70. Капустина Г.М. Подготовка к обучению математике. — М.: Ника-Пресс, 1998.
71. Касицына М.А., Смирнова В.Д. Дошкольная математика. 1-й год обучения. -М., Гном- Пресс, 1999.
72. Касицына М.А. Дошкольная математика. 2-й год обучения. -М., Гном и Д, 2001.
73. Катаева А.А. Стребелева Е.А. Дидактические игры и упражнения в обучении умственно отсталых дошкольников. — М., Просвещение, 1998.
74. Коломинский Я.Л. Психология детского коллектива. — Минск, 1984.
75. Коненкова И.Д. Рекомендации к организации и содержанию изучения речи дошкольников с задержкой развития. // Коррекционная педагогика, № 2. 2003
76. Коноваленко С.В. Как научиться думать быстрее и запоминать лучше. — М.: Гном-Пресс, 2000.
77. Корнев А.Н. Старосельская Н.Е. Как научить ребенка говорить, читать и думать. — С-П., Паритет, 1999.
78. Коррекционная помощь детям раннего возраста с органическим поражением ЦНС в группах кратковременного пребывания. / Под ред. Е.А. Стребелевой. — М., 2003.
79. Кравцова Е.Е. Разбудим в ребенке волшебника. — М.: Просвещение, 1996.
80. Кузнецова Л.В. Особенности мотивационной готовности де-тей с задержкой психического развития к школьному обучению: Автореф. дис. канд. псих. наук. -М., 1986.
81. Лебединская К.С. Задержка психического развития и ее причины // Причины возникновения и пути профилактики аномалий развития у детей. -М., 1985.- с.29-37
82. Левченко И.Ю. Патопсихология: теория и практика. — М., Академия, 2000.
83. Левченко И.Ю., Забрамная С.Д. Психолого-педагогическая диагностика. — М. Academia, 2003 (переиздана в 2008).
84. Левченко И.Ю., Забрамная С.Д. Психолого-педагогическая диагностика нарушений развития. — М. Сфера, 2007
85. Лубовский В. И. Высшая нервная деятельность и психологические особенности детей с задержкой психического развития // Дефектология. — 1972. — №4. — с. 10-16
86. Лубовский В.И. Основные проблемы ранней диагностики и ранней коррекции нарушений развития //Дефектология.1995. N 1.
87. Лубовский В.И. Психологические проблемы диагностики аномального развития детей. — М., 1989.
88. Лубовский В.И. Развитие словесной регуляции действий у детей. — М.: Педагогика, 1978.
89. Лурия А.Р. Внимание и память. — М., 1975.
90. Лурия А.Р. Высшие корковые функции человека. — М., 1969.
91. Лурия А.Р. Основы нейропсихологии. — М. 1973.
92. Лусканова Н.Г. Пути психологической коррекции аномалии развития личности // Здоровье, развитие, личность. — М., 1990.
93. Мальцева Е.Р. Недостатки речи у детей с задержкой психического развития младшего школьного возраста: Автореф. дис. канд. пед. наук. — М., 1991.
94. Мамайчук И.И. Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии. — С-Пб,. 2003.
95. Маркова Л.С. Организация коррекционно-развивающего обучения дошкольников с задержкой психического развития. М., 2002.
96. Марковская И. М. Задержка психического развития. Клиническая и нейропсихологическая диагностика. — М. 1993.
97. Мастюкова Е.М. Коррекционно — педагогическая работа по физическому воспитанию дошкольников с ЗПР — 2002
98. Масюкова Н.А. Использование графических моделей учебных текстов в обучении младших школьников с задержкой психического развития // Дефектология. — 1986. — № 4.
99. Методические рекомендации по использованию комплекта практических материалов «Лилия». Усанова О. Н., — М., 1994.
100. Методические рекомендации. Психолого-педагогическое обследование детей в возрасте от 1 года 3 месяцев до 6 лет. Реабилитационные игры и занятия с детьми. Российская Медицинская Академия Последипломного Образования Минздрава РФ. Кафедра Физиологии Развития и Нетрадиционных методов Оздоровления Детей. Лаборатория дошкольного воспитания МИПКРО. — М., 1996.
101. Методы изучения и диагностики психического развития ребенка // Под ред. Н.И. Непомнящей. — М., 1975.
102. Михайлова З.А. Игровые занимательные задачи для дошкольников. — М.: Просвещение, 1990.
103. Нейропсихологическая характеристика детей с задержкой психического развития // Журнал невропатологии и психиатрии им. С.С. Корсакова. — 1977. — №12. — с. 1858-1862
104. Немов Р. С. Психология. В трех книгах. Книга 3. — М., 1995.
105. Нижегородцева Н.В., Шадриков. Психолого-педагогическая готовность ребенка к школе. В.Д. — М. 2001 г.
106. Никашина Н.А. Педагогическая характеристика детей с задержкой психического развития. Основные направления коррекционной работы // Обучение детей с задержкой психического развития. — М.,1981. — с.34-45
107. Никашина Н.А. Педагогическое изучение детей с задержкой психического развития.// Дефектология. 1972. N 5.
108. Никитин Б.П. Развивающие игры. — М., Знание, 1994.
109. Новоторцева Н. В. Развитие речи детей. — Ярославль, ТОО «Гринго», 1995.
110. Обучение детей с задержкой психического развития в подготовительном классе / Редакторы-составители В.Ф. Мачилина, Н.А. Цыпина. — М., 1987.
111. Обучение детей с ЗПР в подготовительном классе. / Сост. Мачихина В.Ф., Цыпина Н.А. — М., 1987.
112. Обучение и воспитание дошкольников с нарушениями речи: Книга для учителя / Под ред. С.А. Мироновой. — М., 1987.
113. Осипова А.А., Малашинская Л.И. Диагностика и коррекция внимания. — М., Сфера, 2002.
114. Отстающие в учении школьники / Под ред. З.И. Калмыковой, И.Ю. Кулагиной. -М., 1986.
115. Павлей Т.Н. «Некоторые подходы к изучению и коррекции эмоциональной сферы детей с задержкой психического развития». Дефектология. 2000. № 4.
116. Павлова Л.Н. Знакомим малыша с окружающем миром. — М.: Просвещение, 1987.
117. Певзнер М.С. Клиническая характеристика детей с нарушением темпа психофизического развития: Сборник статей Под ред. Т.А. Власовой, М.С.Певзнер.-М.:Из-во АПН РСФСР.1983
118. Певзнер М.С. Клиническая характеристика детей с задержкой психического развития / / Дефектология. — 1992. — № 3.
119. Переслени Л.И. Механизмы нарушения восприятия у аномальных детей. Психофизиологические исследования. — М., 1984.
120. Петерсон Л.Г., Кочемасова Е.Е. «Игралочка». Часть 1,2. — М., Баллас, 1998.
121. Петерсон Л.Г., Холина Н.П. «Раз — ступенька, два — ступенька». Часть 1, 2. — М., Баллас, 1997.
122. Петрова М.Н. Дидактические игры и упражнения по математике. — М.: Просвещение, 1996.
123. Печора К.Л. , Сотникова В.М. Контроль за развитием и поведением детей, планирование занятий с детьми раннего возраста. — М., 2001.
124. Пилюгина Э.Г. Сенсорные способности малыша. — М.: Просвещение, 1996.
125. Подготовка к школе детей с задержкой психического развития. // Под общей ред. С.Г.Шевченко. — М., 2003.
126. Подобед В.Л. Особенности кратковременной памяти детей с задержкой психического развития // Дефектология. — 1981. — № 3.
127. Почитаем — поиграем. / составители Цыпина Н.А., Волкова И.Н. — М., 1995.
128. Придумай слово / Под ред. О.С. Ушаковой. — М., Просвещение, 1996.
129. Психолог в дошкольном учреждении: Методические рекомендации к практической деятельности / Под ред. Т.В. Лаврентьевой. — М., 199 .
130. Психолого-медико-педагогическое обследование ребенка. / Под ред. М.М. Семаго — М., 1999.
131. Психолого-педагогическая диагностика. / Под ред. И.Ю. Левченко, С.Д. Забрамной. — М., 2003.
132. Пускаева Т. Д. Об изучении специфики структуры познавательной деятельности детей с ЗПР. // Дефектология. — 1980. — № 3.
133. Пускаева Т.Д. Об изучении специфики структуры познавательной деятельности детей с задержкой психического развития. / Дефектология. — 1980. — № 3.
134. Рейдибойм М.Г. Задержка психического развития у детей // Дефектология. — 1977. — №2. — с.3-12
135. Селиверстов В.И. Речевые игры с детьми. Москва. 1994
136. Семаго Н.Я. Семаго М.М. Проблемные дети. Основы диагностической и коррекционной работы психолога. М., 1999.
137. Семаго Н.Я. Семаго М.М. Диагностический альбом для оценки развития познавательной деятельности ребенка: Дошкольный и младший школьный возраст Изд. 1-е/ 2-е. — М., Айрис-Пресс, 2007
138. Семаго Н.Я, Семаго М.М. Теория и практика оценки психического развития ребенка. Дошкольный и младший возраст. — С-Пб., Речь 2005
139. Семаго М.М. КОГИТОША (от 3 до 6 лет). Психодиагностический комплект детского психолога.- М., Элти-Кудиц.
140. Семенович А.В. Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте. — М., Академия, 2002.
141. Семенович А.В. Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте. Метод замещающего онтогенеза: Учебное пособие. — М, Генезис, 2005.
142. Симонова И.А. Характеристика детей с задержкой психического развития // Дефектология. -1974. — №3
143. Слепович Е. С., Винникова Е.А. Некоторые особенности прогноза поведения в ситуации морального выбора у младших школьников с задержкой психического развития. // Формирование личности аномального ребенка. Минск, 1990.
144. Слепович Е.С. Особенности монологической речи у старших дошкольников с задержкой психического развития // Дефектология. -1981. — №1. — с.68-73.
145. Слепович Е.С. Формирование речи у дошкольников с задержкой психического развития. — Минск, 1989.
146. Сорокина А.И. Дидактические игры в детском саду. (Старшие группы.) — М.: Просвещение, 1982.
147. Страхов И.В. Воспитание внимания. — М., 1970.
148. Стребелева Е.А Формирование мышления у детей с отклонениями в развитии. — М., 2001.
149. Стребелева Е.А. Организация и содержание коррекционно-педагогической работы в условиях групп кратковременного пребывания детей в дошкольных образовательных учреж-дениях компенсирующего вида. Развитие новых форм российского дошкольного образования в современных социально-экономических условиях. — М., 2001.
150. Стребелева Е.А. Мишина Г.А. Психолого-педагогическая диагностика нарушений развития детей раннего и дошкольного возраста: Пособие для учителя-дефектолога: Учебное пособие для вузов. — М., Владос, 2008
151. Тихомирова Л.Ф. Познавательные способности детей 5-7 лет. — Ярославль, Академия развития, 2001.
152. Тихомирова Л.Ф. Развитие познавательных способностей детей. — Ярославль, Академия развития, 1996.
153. Тихомирова Л.Ф. Упражнения на каждый день: логика для дошкольников. — Ярославль, Академия развития, 2000.
154. Тихомирова Л.Ф., Басов. Развитие логического мышления детей. — Ярославль, Академия развития, 1995.
155. Ткаченко Т.А. Картины с проблемным сюжетом для развития мышления и речи у дошкольников. -М., Гном и Д, 2001.
156. Тригер Р.Д. Подготовка к обучению грамоте. Пособие для учителя. — Смоленск,: Ассоциация XXI век, 1998.
157. Тригер Р.Д. Я учусь писать. — Смоленск,: Ассоциация XXI век, 1998.
158. Тригер Р.Д., Владимирова Е.В. Звуки речи, слова, предложения — что это? — Смоленск,: Ассоциация XXI век, 1998.
159. Ульенкова У. В., Лебедева О.В. Организация и содержание специальной психологической помощи детям с проблемами в развитии. — М., 2002.
160. Ульенкова У.В. Шестилетние дети с задержкой психического развития. — М., 1990
161. Ульенкова У.В. Дети с задержкой психического развития. — Нижний Новгород, 1994.
162. Урунтаева Г.А. Афонькина Ю.А. Помоги принцу найти Золушку. — М., 1994.
163. Усанова О. Н. Дети с проблемами психического развития. — М., 1995.
164. Усанова О. Н. Методические рекомендации по использованию комплекта практических материалов «Лилия», — М., 1994.
165. Цветкова Л.С. Методика нейропсихологической диагностики детей. — М., 2002.
166. Цыпина Н.А. Особенности пересказа текста шестилетними детьми с ЗПР // Готовность к школьному обучению детей с задержкой психического развития 6-го возраста. — М.,1989. -с.71-90.
167. Чего на свете не бывает? / Под ред. О.М. Дьяченко, Е.Л. Агаевой. — М., Просвещение, 1991.
168. Черемошкина Л.В. Развитие памяти детей. — Ярославль, Академия развития, 1996.
169. Чистякова М.И. Психогимнастика. М., 1990.
170. Чумакова И.В. Формирование до числовых количественных представлений у дошкольников с нарушением интеллекта. М., Владос, 2001.
171. Чумакова И.В. Формирование количественных представлений у дошкольников с нарушениями интеллекта. Конспекты занятий. М., Гном и Д, 2000.
172. Швайко Г.С. Игры и игровые упражнения для развития речи. М., Просвещение, 1988.
173. Шевелев К.В. Развивающие игры для дошкольников. Образовательная программа: «Методические пособия, формирующие простейшие математические представления». М., Издательство Института Психотерапии, 2001.
174. Шевченко С.Г. Природа и мы. Смоленск, Ассоциация XXI век, 1998.
175. Шевченко С.Г. Природа и мы. Методические рекомендации. Смоленск, Ассоциация XXI век, 1998.
176. Шевченко С.Г. Наблюдения в природе с целью активизации познавательной деятельности и развития речи младших школьников с задержкой психического развития // Дефектология. 1986. №3.
177. Шевченко С.Г. Ознакомление с окружающим миром. Город. М. Ника-Пресс, 1998.
178. Шевченко С.Г. Ознакомление с окружающим миром. Развитие мышления и речи. М.: Ника-Пресс, 1998.
179. Шевченко С.Г., Капустина Г.М. Методические рекомендации. Предметы вокруг нас. Смоленск, Ассоциация XXI век, 1998.
180. Шевченко С.Г., Капустина Г.М. Предметы вокруг нас. Смоленск,: Ассоциация XXI век, 1998.
181. Яссман Л.В. Употребление грамматических категорий детьми с задержкой психического развития // Дефектология.1976. №3. с. 35-43.