Наличие учебных кабинетов и средств для обучения и воспитания

Наличие оборудованных учебных кабинетов, объектов для проведения практических занятий, библиотек, объектов спорта, средств обучения и воспитания, в том числе приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья — частично оборудованы

     Материально – техническое обеспечение МДОУ «Д/С № 103»:

Наличие помещений разного назначения Характеристика
Наличие групповых помещений 4 в соответствии требованиям СанПиН
Наличие помещений для коррекционной работы кабинет учителя – логопеда, учителя —  дефектолога — 4; кабинет педагога – психолога (комната психологической разгрузки) в соответствии  с требованиям  образовательной программы.
Наличие прогулочных площадок 4 площадки, 4 веранды, 4 песочницы, 4скамейки, 6 качелей, 1 горка, 1 детский столик, 3 домика в соответствии с СанПиН
Наличие специального помещения для занятий физической культурой и музыкальных занятий Пианино, шведские стенки – 2, ширмы – 3, детские стульчики – 30, гимнастические скамейки – 2. Ширма – панно «Лес», зеркала на стене, столики журнальные – 2, столы – книжки – 2 в соответствии требованиям СанПиН

 

В МДОУ 103 создана развивающая предметно-развивающая пространственная среда, которая обеспечивает:

  • реализацию различных образовательных программ;
  • необходимые условия для организации образования детей с ограниченными возможностями здоровья;
  • учет национально-культурных, климатических условий, в которых осуществляется образовательная деятельность;
  • учет возрастных особенностей детей.

 

При проектировании развивающей предметно-развивающей пространственной среды учтена целостность образовательного процесса в Организации, в заданных ФГОС ДО образовательных областях: социально-коммуникативной, познавательной, речевой, художественно-эстетической и физической.

Для обеспечения образовательной деятельности в социально-коммуникативной области созданы следующие условия:

В групповых и других помещениях, предназначенных для образовательной деятельности детей (кабинетах специалистов, музыкальном/ спортивном зале) созданы условия для общения и совместной деятельности детей, как с взрослыми, так и со сверстниками в разных групповых сочетаниях. Дети имеют возможность собираться для игр и занятий всей группой вместе, а также объединяться в малые группы в соответствии со своими интересами.

На прилегающих территориях выделены зоны для общения и совместной деятельности больших и малых групп детей из разных возрастных групп и взрослых, в том числе для использования методов проектирования как средств познавательно-исследовательской деятельности детей.

Дети имеют возможность безопасного беспрепятственного доступа к объектам инфраструктуры Организации, а также к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности.

Для детей с ОВЗ имеется специально приспособленная мебель, позволяющая заниматься разными видами деятельности, общаться и играть со сверстниками. В помещениях достаточно места для специального оборудования.

Предметно-пространственная среда обеспечивает условия для физического и психического развития, охраны и укрепления здоровья, коррекции и компенсации недостатков развития детей. Для этого в групповых и других помещениях достаточно пространства для свободного передвижения детей, а также выделены помещения или зоны для разных видов двигательной активности детей – бега, прыжков, лазания, метания и др.

В Организации имеется оборудование, инвентарь и материалы для развития крупной моторики и содействия двигательной активности детей, материалы и пособия для развития мелкой моторики.

В Организации созданы условия для проведения диагностики состояния здоровья детей, медицинских процедур, коррекционных и профилактических мероприятий.

Предметно-пространственная среда в Организации обеспечивает условия для эмоционального благополучия детей и комфортной работы педагогических и учебно-вспомогательных сотрудников.

Предметно-пространственная среда должна обеспечивать условия для развития игровой и познавательно-исследовательской деятельности детей.

Для этого в групповых помещениях и на прилегающих территориях пространство организовано так, чтобы можно было играть в различные, в том числе сюжетно-ролевые игры.

В групповых помещениях и на прилегающих территориях находятся оборудование, игрушки и материалы для разнообразных сюжетно-ролевых и дидактических игр, в том числе предметы-заместители.

Предметно-пространственная среда Организации обеспечивает условия для познавательно-исследовательского развития детей (выделены помещения или зоны, оснащенные оборудованием и информационными ресурсами, приборами и материалами для разных видов познавательной деятельности детей — книжный уголок, библиотека, речевой уголок, уголок республики Коми, и др.).

Предметно-пространственная среда обеспечивает условия для художественно-эстетического развития детей. Помещения Организации и прилегающие территории оформлены с художественным вкусом; выделены помещения или зоны, оснащенные оборудованием и материалами для изобразительной, музыкальной, театрализованной деятельности детей.

В Организации созданы условия для информатизации образовательного процесса.

В групповых и прочих помещениях Организации имеется оборудование для использования информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе (стационарные и мобильные компьютеры, интерактивное оборудование, принтеры и т.п.). Обеспечено подключение кабинетов специалистов Организации к сети Интернет с учетом регламентов безопасного пользования Интернетом и психолого-педагогической экспертизы компьютерных игр.

Компьютерно-техническое оснащение Организации используется для различных целей:

  • для демонстрации детям познавательных, художественных, мультипликационных фильмов, литературных, музыкальных произведений и др.;
  • для поиска в информационной среде материалов, обеспечивающих реализацию АООП;
  • для предоставления информации об АООП семье, всем заинтересованным лицам, вовлеченным в образовательную деятельность, а также широкой общественности;
  • для обсуждения с родителями (законными представителями) детей вопросов, связанных с реализацией АООП и т.п.

Для организации развивающей предметно-пространственной среды в семейных условиях рекомендуется ознакомить родителей (законных представителей) с образовательной программой для соблюдения единства семейного и общественного воспитания. Знакомство с АООП будет способствовать конструктивному взаимодействию семьи и Организации в целях поддержки индивидуальности ребенка.

Созданная развивающая предметно-пространственная среда является содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной.

1) Насыщенность среды

Насыщенность среды соответствует возрастным возможностям детей и содержанию АООП.

Образовательное пространство оснащено средствами обучения и воспитания (в том числе техническими), соответствующими материалами, в том числе расходным игровым, спортивным, оздоровительным оборудованием, инвентарем (в соответствии со спецификой АООП).

Созданная среда обеспечивает:

  • игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников, экспериментирование с доступными детям материалами (в том числе с песком и водой);
  • двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях;
  • эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением;
  • возможность самовыражения детей.

2) Трансформируемость пространства.

Созданная среда обеспечивает:

  • возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей;

3) Полифункциональность материалов.

Созданная среда обеспечивает:

  • возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды, например, детской мебели, матов, мягких модулей, ширм и т.д.;
  • наличие в Организации полифункциональных (не обладающих жестко закрепленным способом употребления) предметов, в т.ч. природных материалов, пригодных для использования в разных видах детской активности (в т.ч. в качестве предметов-заместителей в детской игре).

4) Вариативность среды.

Созданная среда обеспечивает:

  • наличие в Организации различных пространств (для игры, конструирования, уединения и пр.), а также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей;
  • периодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей.

5) Доступность среды.

Созданная среда обеспечивает:

  • доступность для воспитанников с ОВЗ и детей-инвалидов, всех помещений, где осуществляется образовательная деятельность;
  • свободный доступ детей с ОВЗ, к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности;
  • исправность и сохранность материалов и оборудования.

6) Безопасность предметно-пространственной среды.

Созданная среда обеспечивает:

  • соответствие всех ее элементов требованиям по обеспечению надежности и безопасности их использования.

Кабинеты специалистов: учителей — логопедов, учителей – дефектологов.

Цель: Обеспечение специализированной помощи детям дошкольного возраста с задержкой психического развития.

Виды помощи: консультативно-диагностическая; коррекционно-воспитательная; психологическая; социальная.

Кабинет специалистов должен отвечать санитарно-гигиеническим нормативам и правилам пожарной безопасности.

Содержание.

Техническое оснащение

  1. Настенное зеркало.
  2. Детские настольные зеркала 8 шт.
  3. Столы для детей 3 шт.
  4. Стульчики для детей 6 шт.
  5. Письменный стол.
  6. Потолочные светильники – 2шт.
  7. Дополнительное освещение у зеркала.
  8. Шкафы, полки для методического обеспечения.
  9. Часы, песочные часы.
  10. Нестандартное оборудование.

Пособия

Обследование:

Стимульный материал для обследования детей в соответствии с индивидуальной картой ребенка.

Формирование звукопроизношения

  1. Артикуляционные упражнения (карточки, памятки).
  2. Материал для механической постановки звуков (зонды, ватные палочки).
  3. Карточки для автоматизации звуков в словах, предложениях, текстах.
  4. Предметные картинки для автоматизации звуков.
  5. Альбомы, игры на автоматизацию звуков.
  6. Игрушки (для детей с тяжелыми множественными нарушениями)

Формирование психологической базы речи

  1. Пособия для развития слухового и зрительного восприятия (музыкальные игрушки, ширма, разрезные картинки, картинки с контурным изображением предмета, карточки с зашумленным изображением предметов).
  2. Дидактические игры для развития мышления, памяти («Что сначала, что потом? «Умные клеточки», ребусы, головоломки, «Четвёртый лишний», «Что перепутал художник?», «Найди пару», «Время», мозаики, пазлы, пирамидки, игры-шнуровки, счётные палочки, папки с наглядным материалом для обследования психических процессов)
  3. Игры и пособия для развития первичных представлений о цвете и форме предметов. «Геометрическая мозаика», «Краски», «Подбери по цвету», «Цветные фоны»

Развитие мелкой моторики. (шнуровки, вкладыши, счетные палочки, мозаики, пазлы, бусы на нитке, массажные мячи, трафареты, карандаши, «Пальчиковый бассейн» с различными наполнителями, ящик с песком, «Волшебный мешочек» с мелкими фигурками и игрушками)

Развитие речевого дыхания. Игрушки для развития дыхания: вертушки, свистульки, дудочки, «мыльные пузыри», воздушные шары.

Формирование фонематического анализа и синтеза

  1. Символы звуков.
  2. Предметные картинки на звуки русского языка.
  3. Предметные картинки для звукового анализа.
  4. Дидактические игры («Цепочка слов», «Лото» и др.)
  5. Индивидуальные наборы для звукового анализа (кроме раннего возраста).
  6. Схемы определения места звука в слове (кроме раннего возраста).
  7. Цветовые символы звуков (кроме раннего возраста).

Обучение грамоте

  1. Азбука в картинках
  2. Схемы для анализа предложений.
  3. Буквари.
  4. Предметные картинки для деления слов на слоги.
  5. Веера с буквами.
  6. Разрезные азбуки.
  7. Наборы букв.
  8. Дидактические игры («Прочитай и покажи», «Составь букву», «Найди слово» и др.)

Словарь

  1. Картинный материал по лексическим темам в соответствии с перечнем (предметные и сюжетные картинки).
  2. Подбор игрушек по лексическим темам.
  3. Настольно-печатные игры по лексическим темам («Домино», «Найди лишний», «Собери семью» и т.д.)

Грамматический строй речи

  1. Схемы предлогов.
  2. Логопедические настольно-печатные игры «Гномы и великаны», «По улицам города», «Чей? Чья Чьи? И т.д.».
  3. Картинный материал для формирования грамматических категорий (антонимы, множественное число, уменьшительно-ласкательные формы, словоизменение, согласование и т.д.)
  4. Предметные картинки на словообразование.
  5. Наборы игрушек.
  6. Чудесный мешочек.
  7. Картотека словесных игр и упражнений на формирование грамматических категорий.

Слоговая структура

  1. Предметные картинки на слова с различной слоговой структурой.
  2. Сюжетные картинки для составления предложений с использованием слов сложной слоговой структуры.
  3. Картотека заданий по формированию слоговой структуры.
  4. Дидактические игры («Пирамида», «Подбери схему» и др.)
  5. Предметные картинки на составление сложных слов.

Связная речь

  1. Картинки с простым сюжетом для составления предложений.
  2. Картинки со сложным сюжетом для составления рассказа.
  3. Предметные картинки для составления рассказов описаний.
  4. Серии картин из 2-4 картин.
  5. Схемы для составления рассказов – описаний по темам разработанные Ткаченко Т.А.
  6. Серии картин для составления рассказов («Кем быть?» Л.И. Мусякина, «Картины по развитию речи» В.В.Гербова, серия картин Батурина)
  7. Пособия для драматизации (различные виды театра).
  8. Системный каталог художественной литературы, хрестоматии детской художественной литературы.

Формирование элементарных математических представлений.

  1. Картинно – демонстрационный материал обучению счёту.
  2. Картинно – демонстрационный материал ориентировке в пространстве.
  3. Картинно – демонстрационный материал обучению величине.
  4. Картинно – демонстрационный материал на развитие логического мышления, синтеза, анализа, классификацию, сравнения.
  5. Картинно – демонстрационный материал обучение цвету, форме.
  6. Демонстрационный материал обучение правильному правописанию цифр.
  7. Дидактические игры («Весёлые цифры», «Направо-налево», «Сравни и подбери», «Что не подходит?», «Юный математик», «Решаем и читаем», «Подбери по цвету и форме», «Цветная геометрия», «Слева-справа, вверху – внизу» и др.)

Ознакомление с окружающим миром.

  1. Демонстрационный материал для занятий по лексическим темам.
  2. Дидактические игры («Дикие и домашние животные», «Часть и целое», «Времена года», «Береги живое», «Четвёртый лишний», «Цепочки», «Подбери пару», «Почемучка», «Чей малыш?», «Загадочные животные», «Цветные столбики», «Что сначала, что потом» и др.)

 

Групповая комната.

Цель: Обеспечение комфортной развивающей среды для детей с задержкой психического развития.

Виды помощи: консультативно-диагностическая; коррекционно-воспитательная; психологическая; социальная.

Групповая комната должна отвечать санитарно-гигиеническим нормативам и правилам пожарной безопасности.

Содержание.

Техническое оснащение

  1. Письменный стол, стол для раздачи пищи.
  2. Столы для детей 6 шт. в соответствии с ростом детей
  3. Стульчики для детей 12 шт. в соответствии с ростом детей
  4. Потолочные светильники – 6шт.
  5. Шкафы для игрушек, для дидактических настольно-печатных игр, для раздаточного и демонстрационного материала методических пособий,
  6. Стеллажи для пособий и детской литературы.
  7. ТСО магнитофон; телевизор, DVD-плеер, аудиосистема, DVD – диски, с мультфильмами, учебным материалом, CD — диски
  8. Фланелеграф, магнитная доска, меловая доска, мольберт.
  9. Часы, песочные часы.
  10. Настенное зеркало.
  11. Кукольная игрушечная мебель.
  12. Посуда для приема пищи.

 

Групповая комната разделена на зоны: игровая зона, речевая зона, уголок математического развития, уголок для творчества, уголок природы, музыкально-театральный уголок, физкультурный уголок, уголок для развития у детей ручной и мелкой моторики, книжный уголок

 

Пособия и оборудование.

Игровая зона:

  • Сюжетно-ролевые игры – наборы «Доктор», «Маленькая хозяйка», «Парикмахер», игрушки-куклы пластмассовые, в разнообразных костюмах; игрушки, изображающие сказочных персонажей; набор кукол для пальчикового театра; рукавички и перчатки с изображением мордочек животных;
  • Постельные принадлежности для кукол-матрац, одеяло, подушка;
  • Мебель для кукол — «Спальня», «Кухня», кроватки, плита газовая;
  • Обувь и одежда для кукол;
  • Посуда и другие хозяйственные предметы для кукол — столовая- пластмассовая; чайная- пластмассовая; наборы для стирки; тазы, банки и др.;
  • Оборудование для сюжетных игр и драматизации- кухонный стол; пластмассовая посуда, используемая в быту; муляжи овощей и фруктов; фартуки; ширма; мягкие модули; фланелеграф; магнитная доска; туалетный столик с зеркалом; халат для врача; расчески;

 

Речевая зона:

  • картинный материал — картины по развитию речи; художественные иллюстрации;
  • оборудование — настенная касса букв и слогов, кубики со слогами; схемы, модели по развитию речи; настенное зеркало
  • рабочие тетради;
  • дидактический материал — дидактические игры по развитию речи, ребусы;
  • литература — книги, художественная литература;

Уголок математического развития:

  • оборудование — фланелеграф, магнитная доска, счетные палочки, геометрические фигуры: плоскостные, объёмные, пирамидки, матрешки, мелкие однообразные материалы: пуговицы и др.;
  • раздаточный материал — наборы карточек с числовыми фигурами; набор материалов для группировки, сравнения по размеру (полоски, круги);
  • рабочие тетради — для развития логического мышления, счёта, времени, формы, величины;
  • дидактический материал- пособия для получения представлений о времени; дидактические и развивающие игры
  • для развития восприятия свойств размера, формы;
  • демонстрационный материал — маленькие и большие игрушки, числовая лесенка;

Уголок для творчества:

  • материалы для лепки- цветное тесто, пластилин; лепные массы;
  • материалы для рисования- наборы акварельные, гуашевые краски,
  • оборудование – стеки; набор формочек, доски для лепки; набор щетинных кистей для работы с клеем, клей, стаканчики, наборы карандашей, наборы цветной и белой бумаги разной фактуры; кисти беличьи, альбомы для рисования; карандаши цветные, мелки восковые, пастель;
  • наглядный материал-овощи, фрукты; игрушки- куклы, животные, транспорт;
  • демонстрационный материал — наборы открыток и иллюстраций к художественным произведениям; открытки с изображением росписи по дереву; предметы народного декоративно-прикладного искусства (дымковская игрушка, предметы с хохломской росписью);

 

Уголок природы:

  • оборудование – лейки, глобус, коробка с бросовым материалом; календарь природы; бумага; карандаши;
  • дидактические игры — «Найди дерево по описанию», «Чей труд важнее», «Кому что нужно?» и др.;
  • игровой материал — наборы объемных и плоских игрушек «Зоопарк», «Домашние животные», «Овощи»;
  • демонстрационный материал — ландшафтные уголки: уголок леса, ферма; модели «Сезонные изменения»; посуда, животные, птицы, время суток и др.;
  • серии картин — «Явления природы», «Домашние животные»; «Дикие животные»; «Времена года» и др.;
  • природный материал — комнатные цветы, сыпучие материалы: песок, земля, торф, крупы; гербарий; огород на «окне»;
  • наборы для экспериментирования;
  • книжный материал — детские книги с картинками, энциклопедии; наборы сюжетных картинок;
  • иллюстративный материал — фотографии, отражающие различную деятельность ребенка в группе, иллюстрации людей различных профессий; иллюстрации разных времен года и частей суток; настольно-печатные игры — «Составь картинку»; «Сказки», «Зоологическое лото» и др.

Музыкально-театральный уголок:

  • детские музыкальные инструменты — гармошка, металлофон, погремушки, бубен, деревянные палочки, ложки, барабаны, дудочка;
  • ТСО – магнитофон; комплект аудиокассет;
  • дидактический материалмузыкальные игрушки: музыкальные волчки, юла; музыкально-дидактические игры;
  • оборудованиеширмы настольные, различные виды театров (пальчиковый, теневой, настольный); маски, элементы костюмов и украшений

 

Физкультурный уголок:

  • оборудованиекорзина для метания, лента разноцветная, обручи, шнур, кегли, массажные коврики,
  • оборудование для закаливания,
  • маски для подвижных игр,
  • скакалки;
  • мячи различного диаметра, кубики, массажные ёжики (круглые и цилиндрические), массажные кольца, массажная дорожка,
  • дорожка-пазлы,
  • змейка для ходьбы (профилактика плоскостопия).

Уголок для развития у детей ручной и мелкой моторики:

  • строительный материал — мягкие модули, строительные наборы, кубики, конструкторы напольные и настольные, вкладыши, геометрические фигуры для выкладывания;
  • мозаики;
  • наборы картинок- разрезные;
  • наборы палочек- пластмассовые и деревянные;
  • рабочие тетради; трафареты
  • сыпучие продукты — горох, фасоль;
  • наборы для развития тонких движений рук – бусы, шнурки, шнуровки;
  • нетрадиционное оборудование для развития мелкой моторики рук;
  • природный материал — шишки, орехи, желуди и др., рассортированные по специальным емкостям

 

Книжный уголок:

  • оборудование — фланелеграф, магнитная доска, кукольный театр;
  • серии картин — иллюстрации к сказкам: дикие и домашние животные; «Наши маленькие друзья», «Времена года», «Дикие животные» , «Домашние животные», «Наша Таня», муляжи овощей и фруктов; животные (картины) альбомы с загадками, пословицами, поговорками; предметные картинки; иллюстрации по временам года;  художественные иллюстрации;
  • литература- сказки; стихи; песенки; потешки; рассказы; загадки;

 

Спальная комната.

Цель: Обеспечение комфортных условий для отдыха и сна детей с задержкой психического развития.

Виды помощи: психологическая.

Спальная комната должна отвечать санитарно-гигиеническим нормативам и правилам пожарной безопасности.

Содержание.

Техническое оснащение

  • Письменный стол.
  • Кровати для детей 11 шт.
  • Стульчики для детей 11 шт.
  • Стулья для взрослых 2шт.
  • Потолочные светильники – 2шт.

 

Музыкальный (физкультурный) зал.

Цель: обеспечение условий для полноценного физического, эстетического и эмоционального развития детей с задержкой психического развития.

Виды помощи: коррекционно-воспитательная; психологическая; социальная.

должен отвечать санитарно-гигиеническим нормативам и правилам пожарной безопасности.

Содержание.

Техническое оснащение

1.Настенное зеркало

2.Стулья в соответствии с ростом детей;

3.Журнальные столики- 2 шт.

  1. Потолочные светильники – 8шт.

5.Музыкальные инструментыпианино

6.ТСО музыкальный центр, магнитофон; аудиокассеты; CD- диски, видеопроектор, планшет, микрофон.

 

Пособия и оборудование.

 

1.Детские музыкальные инструменты-погремушки, ксилофоны, цитры, бубны, барабаны, ложки; кастаньеты, свистульки, металлофоны, колокольчики;

2.Оборудование для музыкальной деятельности фланелеграф, ширма для кукольного театра, ёлка искусственная, электрическая ёлочная гирлянда, набор ёлочных игрушек; комплект новогодних костюмов; коврики для занятий по музыкотерапии;

3.Атрибуты для игр и музыкально- исполнительской деятельностиискусственные цветы, венки, ветки деревьев, овощи и фрукты, корзины, шляпы, флажки, султанчики, платки, шифоновые платки- шарфы, листы; цветные ленты, шапочки-маски, объёмные маски (в соответствии с рекомендуемым репертуаром по возрастам); костюмы карнавальные;

4.Оборудованиедля физкультурных занятий гимнастическая скамейка , предметы для спрыгивания (кубы, ящики, скамейки), гимнастические маты, дуги, воротики для проползания, подлезания,  лёгкие навесные мишени для метания в вертикальную цель, веревка, шнуры, резина, скакалки, гимнастические палки, мячи (маленькие, резиновые), мячи средние, обручи, кегли, кубики, свисток, ребристая доска, мягкие модули, гимнастическая стенка, баскетбольное кольцо, кольца, флажки, шведская стенка, массажная дорожка, мешочки с песком, мячи (большие-прыгунки), мячи (массажные), эспандеры, гантели; степ – доски.

Музыкальный кабинет.

Содержание.

Техническое оснащение.

 

1.Письменный стол, два стула;

2.Настенное зеркало;

  1. Потолочные светильники-1шт., настольная лампа;

3.Пианино;

  1. Шкафы, полки для методического обеспечения.

5.Часы, песочные часы.

 

Пособия и оборудование.

1.игровой материал мягкие игрушки, куклы больших размеров для занятий;

2.методический материалпримерные планы консультаций и родительских собраний, материалы для стендов;

3.демонстрационный материал декорации (в соответствии с рекомендуемым репертуаром по возрастам); нотный стан;

4.учебно- методические материалы-пособия, наборы для педагога;

5.иллюстрационный материал фотоматериалы, репродукции (в соответствии с музыкальным репертуаром программы);

6.литература — нотные сборники и музыкальные словари (в соответствии с рекомендуемым репертуаром по каждой возрастной группе); сценарии детских утренников, праздников, музыкальных досугов и развлечений в каждой возрастной группе; популярная современная литература (с аннотациями);

Предметно — развивающая среда психологического кабинета

Цель: Обеспечение специализированной помощи детям дошкольного возраста с задержкой психического развития.

Виды помощи: консультативно-диагностическая; коррекционно-развивающая; психологическая; социальная.

Психологический кабинет должен отвечать санитарно-гигиеническим нормативам и правилам пожарной безопасности.

 

Содержание.

Техническое оснащение

  1. Потолочные светильники 2шт.
  2. Столы для детей 2 шт.
  3. Стульчики для детей 6 шт.
  4. Письменный стол.
  5. Стулья 2шт.
  6. Диван.
  7. Сухой сенсорный бассейн.
  8. Фортепьяно.
  9. Боксерская груша.
  10. Музыкальный центр.
  11. Мольберт.
  12. Шкафы, полки для методического обеспечения.
  13. Нестандартное оборудование.

Пособия.

Обследование:

Стимульный материал для проведения психодиагностики познавательных процессов эмоционально-личностных особенностей у детей.

 

Развитие мелкой моторики: пальчиковые игры, шнуровки, вкладыши, счетные палочки, мозаики, пазлы, бусы на нитке, массажные мячи, «Пальчиковый бассейн» с различными наполнителями, ящик с песком, «Волшебный мешочек» с мелкими фигурками и игрушками, пластилин, пальчиковые краски, вырезание фигур из бумаги, аппликации.

Развитие восприятия:

  1. Набор звуков, слогов, слов для воспроизведения; символы звуков, музыкальные инструменты (фортепьяно, гармонь, бубен, колокольчики, погремушки) для развития слухового восприятия.
  2. Предметные картинки для развития зрительного восприятия (картинки с недостающим предметом, «спрятанным» или перечеркнутым предметом, зашумленные изображения)
  3. Пальчиковые игры, модифицированная Доска Сегена, «Волшебный мешочек» с мелкими фигурками и игрушками, массажные мячи для развития тактильного восприятия.
  4. Индивидуальные и групповые игры на развитие восприятия («Волшебная котомка», «Прикосновение», «Носы», «Рисунки на спине», «Где я?», «Описание с закрытыми глазами», «Звучание моего голоса»).

 

Развитие внимания:

  1. Набор заданий «Найди и вычеркни».
  2. Набор заданий «Проставь значки».
  3. Перечеркнутые, зашумленные изображения.
  4. Двойственные изображения.
  5. Набор заданий «Найди 5-7 отличий».
  6. Игры на внимание («Узор», «Внутренний слух», «Крошечные друзья», «Наперсток», «Я хорошо слушаю», , «Где я?», «Кто споет громче всех?», «Громко и тихо», «Разведчик», «Сколько нас?», «Острый глаз», «Что изменилось», «Найди спрятанный предмет», прятки, пазлы и др.).
  7. Игры на работоспособность и повышение сосредоточенности («Поймай мышь», «Эстафета хороших известий», «Принц-на-цыпочках», «Разбуди дух» и т.д.).

 

Развитие воображения:

  1. Фантазирование (сочинение сказки, рассказа, необычайной истории).
  2. Рисунок «Несуществующее животное».
  3. Методика «Придумай игру».
  4. Мозговой штурм (игры «Дрессированный медведь», «Скрепка» и т.д.).
  5. Игры на развитие воображения («Небылицы», «Незавершенные предложения», «Что было бы, если…», «Мини-фантазии», «Точки», «Превращения», «Инструментальная фантазия», «Истории из мешка» и т.д.).

 

Развитие памяти:

  1. Набор заданий для узнавания («Узнай фигуры», «На что (кого) похоже?).
  2. Набор звуков, слогов, слов для воспроизведения.
  3. Набор заданий для развития зрительной памяти («Воспроизведи геометрические фигуры», «Запомни и нарисуй»).
  4. Набор рисунков для зрительного запоминания («Запомни рисунки», «Что запомнил на картинке?»).
  5. Набор цифр, слов для развития слуховой памяти («Запомни цифры», «Заучивание 10 слов», заучивание стихов, потешек, мини-рассказов, пересказ сказок и рассказов близко к тексту).
  6. Предметные картинки и рисунки для развития опосредованной памяти.

 

Развитие мышления:

  1. Набор заданий для развития наглядно-действенного мышления («Обведи контур», «Пройди через лабиринт», «Найди дорогу», «Воспроизведи рисунки», «Вырежи фигуры», «Рисунок по инструкции», «Письменные инструкции», пазлы и др.).
  2. Картинный материал по методике «Нелепицы» для развития образного мышления.
  3. Картинный материал по лексическим темам в соответствии с перечнем (предметные и сюжетные картинки) для развития словесно-логического мышления.
  4. Составление рассказа по сюжетным картинкам, состоящих из трех-четырех частей («Последовательность картинок», «Последовательность событий»).
  5. Набор заданий на развитие логики («Продолжи ряд», «Закончи предложение», «Закончи узор», «Чего не хватает на рисунке?»).
  6. Наборы заданий на классификацию, обобщение и выделение четвертого лишнего предмета («Раздели на группы», «Визуальные аналогии», «Назови одним словом», «Что здесь лишнее?»).

 

Развитие речи:

  1. Набор заданий на развитие словарного запаса («Назови слова», «Таинственный незнакомец» и др.).
  2. Картинки с сюжетами различной степени сложности для составления рассказа («Расскажи по картинке», беседы и др.).
  3. Игры на развитие коммуникативных навыков («Равновесие», «Микрофон», «Доброе утро!», «Интервью в день рождения», «Послание миру», «Ты слишком много говоришь!», «Истина или ложь?», «Запрещенные слова», «Письмо» и т.п.).

 

Развитие воли:

  1. Картинный материал для мобилизации воли (упражнения на удержании взгляда на непривлекательной картинке, соблюдение установки не смотреть на привлекательную картинку и др.).
  2. Набор игрушек, секундомер для развития концентрации взгляда и воли.
  3. Игры на развитие волевых усилий («Король и слуга», «Кнут и пряник», «Прожектор», «Нравится – не нравится», «Волшебная палочка» и т.п.).

 

Коррекция эмоционально-поведенческой сферы:

  1. Тест на определение уровня тревожности «Выбери нужное лицо» (Р. Тэммл, М. Дорки и В. Амен).
  2. Диагностика наличия страхов (Тест-беседа на определение наличия страхов, рисунки, сочинение сказок).
  3. Рисуночные тесты для определения изменений в эмоционально-аффективной сфере («Нарисуй человека», «Рисунок семьи», «Дом, дерево, человек», «Несуществующее животное»).
  4. Цветовой тест Люшера.
  5. Диагностическая и терапевтическая игра «Волшебная страна чувств».
  6. Игры на развитие умения говорить о своих чувствах («Поговорим о чувствах», «Победи одиночество» и т.п.).
  7. Коррекция тревоги:

а) беседа,

б) сказкотерапия («Сказка о нежных Теплышках» К.Штайнер, «Котенок» И.Стишенок, «Услышать свой день» О.Чеснокова, «Сказка о слепцах и слоне», «Маша и Медведь», «Лиса и Кот», «Крошечка-Хаврошечка», «Гуси-лебеди», «Сестица Аленушка и братец Иванущка», «Царевна-Лягушка» и т.п.),

в) телесно-ориентированная терапия на снятие напряжения и снижение тревоги (методика Джекобсона),

г) сухой сенсорный бассейн,

д) игра на музыкальных инструментах (фортепьяно, гармонь, бубен, колокольчики, погремушки),

е) песочная терапия,

ж) арт-терапия,

з) релаксационные упражнения: «Путешествие на облаке», «Путешествие на остров», «Тайное место», «Водопад», «Солнышко» и т.п.),

и) корекционно-терапевтические игры («Тряпичная кукла и солдат», «Почисти мозги!», «Ошибка ошибке – рознь», «На ошибках учатся» и т.д.).

  1. Коррекция агрессии:

а) беседа,

б) сказкотерапия («Закон отражения», «Котенок» И.Стишенок, «Петушок – Золотой гребешок», «Мужик и медведь», «Никита Кожемяка», «Иван – крестьянский сын и Чудо-Юдо» и др.),

в) телесно-ориентированная терапия на снятие напряжения и снижение агрессии (методика Джекобсона),

г) сухой сенсорный бассейн,

д) борцовская груша,

е) игра на музыкальных инструментах (фортепьяно, гармонь, бубен, колокольчики, погремушки),

ж) арт-терапия,

з) корреционно-терапевтические игры («Прогноз погоды», «Камушек в ботинке», «Спустить пар», «А кроме того…», «Дружелюбные требования», «Будь дружелюбным», «Равновесие», «Маленький начальник» и т.д.).

  1. Коррекция жадности:

а) беседа,

б) сказкотерапия («Сказка о нежных Теплышках» К.Штайнер, «Сказка о рыбаке и рыбке», «Мужик и медведь», «Петушок и Чудо-меленка», «Лиса и дрозд», «Лисичка со скалочкой», «Скатерть, баранчик и сума», «Никита Кожемяка» и др.),

в) корекционно-терапевтические игры («Поделись с ближним», «Я большой», «Забота о домашнем питомце», «Давать и получать», «Подарок» и др.).

  1. Формирование умения ладить с людьми («Я помогаю другим», «Раскрась любовью», «Воображаемое интервью» и т.п.).

 

Самооценка:

  1. Тест на самооценку ребенка «Лесенка».
  2. Беседа.
  3. Игры на повышение самооценки и уверенности в себе («Волшебные туфли», «Значимый человек», «Посылай хорошие чувства», «Посылай и воспринимай уверенность», «Сделай родителей счастливыми», «Моя семья», «Дружная семья», «Кто я?», «Самого себя любить», «Приятные воспоминания» и т.п.).

 

Социометрия:

  1. Тест Рене-Жиля.
  2. Тест «Выбор в действии».
  3. Игры на сплочение и командообразование («Ночной поезд», «Бег с препятствиями», «Доверие и поддержка», «Ты мне нравишься», «Хороший друг», «Объятие», «Почесать спинку», «Творческое прикосновение», «Аплодисменты по кругу», «Накопительные комплименты», «Подарок, который невозможно купить», «Спасибо за прекрасный день» и т.п.).

 

В Учреждении оборудованы 4 групповые комнаты, 3 спальни, спортивный и музыкальный зал совмещены, кабинеты учителей – логопедов, учителей — дефектологов — 4, музыкального руководителя – 1, кабинет педагога – психолога — 1, стандартные: пищеблок, прачечная, сушильная, медицинский кабинет, изолятор, процедурная, кабинет заведующего – 1, кастелянная, кабинет завхоза, кабинет старшего воспитателя.

Помещения Учреждения оснащены с учетом приоритетного направления деятельности учреждения оборудованием:

  • Пандус — 1
  • Кресло-коляска для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата – 2
  • Детские ходунки – 2
  • Сидение для туалета для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата – 1

Наличие современной материально-технической базы:

  • Компьютер – 5
  • Многофункциональные устройства – 4
  • Музыкальные центры / магнитофоны – 5
  • Телевизор – 3
  • Мультимедийный проектор 1